Важным показателем воздействия физической нагрузки на организм учащихся является степень изменения у них частоты сердечных сокращений в покое и при выполнении физических упражнений, которая может быть зафиксирована в специальном протоколе. П.К. Петров предлагает следующую разновидность протокола учета пульсовых данных на уроке.
Протокол учета пульсовых данных на уроке
Школа № _. Класс 2«Г».
Урок провел _
Дата Время
Место проведения — спортивный зал.
Количество учащихся — 24, из них: мальчиков — 12, девочек — 12.
Количество отделений 1 (м), 1 (д).
Задачи урока:
1. Научиться кувырку вперед.
2. Совершенствовать умение лазать по наклонно поставленным скамейкам.
3. Научиться играть в игру «К своим флажкам».
Фамилия наблюдаемого — Иванов К.
Фамилия наблюдающего — Петров В.К.
Пульс до занятий в спокойном состоянии — 84 уд./мин.
На основе данных протокола составляется график нагрузки. Для этого по вертикальной оси откладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной — время измерения пульса.
Каждый учащийся должен хорошо знать свой организм, уметь измерять пульс, следить за процессом приспособления организма к нагрузке. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30, 15 или 10 секунд с последующим умножением результата на 2, 4 или 6.
В результате систематических занятий физическими упражнениями происходит понижение частоты пульса. После 6–7 месяцев тренировки пульс снижается на 3–4 уд./мин., а после года занятий — на 5–8 уд./мин. и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее у старшеклассников может достигать 160–170 уд./мин. и больше. Но через 3–5 мин. он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.
|
Время измерения, мин. |
Пульс |
Характер физических упражнений | |
|
За 10" |
За 1' | ||
|
5 |
16 |
96 |
Ходьба на носках |
|
7 |
17 |
102 |
Упражнение на дыхание |
|
9 |
20 |
120 |
Приседания |
|
10 |
20 |
120 |
Наклоны туловища вперед |
|
11 |
21 |
126 |
Маховые движения ног |
|
12 |
22 |
132 |
Наклоны туловища в стороны |
|
13 |
23 |
138 |
Прыжки на месте |
|
14 |
19 |
114 |
Перестроение в одну шеренгу |
|
17 |
22 |
132 |
Лазанье по скамейке (1-й подход) |
|
20 |
22 |
132 |
Лазанье по скамейке (2-й подход) |
|
24 |
21 |
126 |
Лазанье по скамейке (3-й подход) |
|
27 |
20 |
120 |
Из положения лежа группировка (2 раза) |
|
30 |
22 |
132 |
Перекаты вперед и назад в группировке |
|
34 |
23 |
138 |
Игра «К своим флажкам» |
|
37 |
24 |
144 |
Игра «К своим флажкам» |
|
39 |
19 |
114 |
Ходьба по кругу |
|
42 |
18 |
108 |
Игра на внимание «Делай, как я» |
|
43 |
17 |
102 |
Игра на внимание |
|
44 |
17 |
102 |
Игра на внимание |
|
45 |
15 |
90 |
Окончание урока |
Материалы по педагогике:
Домашние задания по физической культуре
Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потр ...
Теоретическое
обоснование понятия динамического баланса в педагогике
Целесообразность стремления системы к равновесию, при противоречивых статических и динамических составляющих, можно описать, используя понятие динамического баланса (тем самым приближаясь к позициям динамико-статистического, или системно–комплексного подхода). Для разъяснения вводимого понятия и со ...
Разработка образовательного проекта: возможности и ресурсы в учебной работе
Все, кто занимался обучением разработке проекта, понимают основную сложность этого процесса. Проектирование – это содержание деятельности, и его невозможно освоить по традиционной схеме, не участвуя в деятельности по разработке реального проекта. Это правило давно известно в мировой практике обучен ...