Важным показателем воздействия физической нагрузки на организм учащихся является степень изменения у них частоты сердечных сокращений в покое и при выполнении физических упражнений, которая может быть зафиксирована в специальном протоколе. П.К. Петров предлагает следующую разновидность протокола учета пульсовых данных на уроке.
Протокол учета пульсовых данных на уроке
Школа № _. Класс 2«Г».
Урок провел _
Дата Время
Место проведения — спортивный зал.
Количество учащихся — 24, из них: мальчиков — 12, девочек — 12.
Количество отделений 1 (м), 1 (д).
Задачи урока:
1. Научиться кувырку вперед.
2. Совершенствовать умение лазать по наклонно поставленным скамейкам.
3. Научиться играть в игру «К своим флажкам».
Фамилия наблюдаемого — Иванов К.
Фамилия наблюдающего — Петров В.К.
Пульс до занятий в спокойном состоянии — 84 уд./мин.
На основе данных протокола составляется график нагрузки. Для этого по вертикальной оси откладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной — время измерения пульса.
Каждый учащийся должен хорошо знать свой организм, уметь измерять пульс, следить за процессом приспособления организма к нагрузке. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30, 15 или 10 секунд с последующим умножением результата на 2, 4 или 6.
В результате систематических занятий физическими упражнениями происходит понижение частоты пульса. После 6–7 месяцев тренировки пульс снижается на 3–4 уд./мин., а после года занятий — на 5–8 уд./мин. и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее у старшеклассников может достигать 160–170 уд./мин. и больше. Но через 3–5 мин. он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.
Время измерения, мин. |
Пульс |
Характер физических упражнений | |
За 10" |
За 1' | ||
5 |
16 |
96 |
Ходьба на носках |
7 |
17 |
102 |
Упражнение на дыхание |
9 |
20 |
120 |
Приседания |
10 |
20 |
120 |
Наклоны туловища вперед |
11 |
21 |
126 |
Маховые движения ног |
12 |
22 |
132 |
Наклоны туловища в стороны |
13 |
23 |
138 |
Прыжки на месте |
14 |
19 |
114 |
Перестроение в одну шеренгу |
17 |
22 |
132 |
Лазанье по скамейке (1-й подход) |
20 |
22 |
132 |
Лазанье по скамейке (2-й подход) |
24 |
21 |
126 |
Лазанье по скамейке (3-й подход) |
27 |
20 |
120 |
Из положения лежа группировка (2 раза) |
30 |
22 |
132 |
Перекаты вперед и назад в группировке |
34 |
23 |
138 |
Игра «К своим флажкам» |
37 |
24 |
144 |
Игра «К своим флажкам» |
39 |
19 |
114 |
Ходьба по кругу |
42 |
18 |
108 |
Игра на внимание «Делай, как я» |
43 |
17 |
102 |
Игра на внимание |
44 |
17 |
102 |
Игра на внимание |
45 |
15 |
90 |
Окончание урока |
Материалы по педагогике:
Модельное занятие №1 Исследование современной ситуации в образовании
Вопросы для обсуждения мо материалам кейсов. 1. Используя текст одного, или нескольких кейсов, проявите направления изменений в образовании. Для организации работы заполните систематизирующую таблицу Цитаты из текста Кейс 1 Кейс 2 Области изменений в образовании С чем связаны изменения Субъекты, ос ...
Современные проблемы
дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...
Обучение решению задач шестилеток
Работа с задачами является важным аспектом обучения математики. Для эффективной работы необходимо, чтобы каждая задача давала пищу для интенсивной умственной деятельности учащихся, а ученик приступал к ее решению, рассчитывая на успех. Вводить задачи в подготовительном классе целесообразно с некото ...