BriefEducation
Образование: теория и практика » Аутентичный видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции » Сущность социолингвистической компетенции

Сущность социолингвистической компетенции

Страница 1

Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

В свою очередь, в качестве основной цели обучения иностранному языку выделяется формирование коммуникативной компетенции, в составе которой выделяются следующие компетенции:

§ лингвистическая компетенция;

§ социолингвистическая компетенция;

§ стратегическая компетенция;

§ дискурсивная компетенция;

§ социальная компетенция.

В настоящее время в отечественных учебно-методических комплексах особое внимание уделяется анализу коммуникативных актов в их соотнесенности с культурой поведения носителей различных языков, представителей тех или иных социальных слоев конкретного общества, их ролевого поведения в конкретном ситуативном контексте. Известно, что у каждой культуры своя логика, свое представление о мире, влияющее на коммуникативное поведение. То, что значимо в одной коммуникативной культуре, может быть несущественным в другой.

Содержание коммуникативной культуры не ограничивается лишь речевыми моделями, паттернами, клише, которые необходимо использовать в определенной речевой ситуации. Коммуникативная культура включает в свое содержание элементы невербальной коммуникации, значение которых, наряду с перечисленными составляющими, оказывает существенное влияние на успешность межкультурной коммуникации.

В качестве таких элементов можно выделить следующие:

§ расстояние между собеседниками;

§ иерархические отношения;

§ конфиденциальная атмосфера;

§ правила обмена информацией.

Овладение данными элементами коммуникации, по сути, составляет сущность социолингвистической компетенции.

Социолингвистическая компетенция (СЛК) как составляющая коммуникативной многосторонне исследована в трудах западных учёных (Дж. Гамперц, С. Савиньон, Д. Хаймс, F. Bachman Lyle, M. Canale, M. Swain, J.A. Van Ek и др.). Разработчики общеевропейских компетенций выделяют СЛК как компонент коммуникативной компетенции наряду с другими в качестве важнейшей цели обучения ИЯ. В работах отечественных лингводидактов и Государственном стандарте по иностранному языку для общеобразовательной школы СЛК рассматривается в составе социокультурной компетенции (Федеральный компонент государственного стандарта по ИЯ, И.Л. Бим, В.В. Сафонова и др.). Выделение социолингвистической компетенции в составе коммуникативной значимо для развития умений общения у студентов, способствовать участвовать в межкультурной коммуникации.

Итак, социолингвистическая компетенция - способность языковой личности организовывать свое речевое поведение адекватно ситуациям общения с учетом коммуникативной цели, намерения, социальных статусов, ролей коммуникантов и обстановки общения в соответствии с социолингвистической нормой и установками конкретного национально-лингво-культурного сообщества.

Чтобы научиться этому, важно знать семантические особенности слов и выражений, как они изменяются в зависимости от стиля и характера общения, какой эффект они могут оказать на собеседника.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Отражение чувств через игру
При переживании сильных эмоций и нехватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако, ес ...

Национальный проект «Образование» как средство модернизации российского образования
В настоящее время, анализ проблем существующих в педагогической профессии и образовании в целом, приводит к выводу о том, что пути их решения, так или иначе, привязаны к национальному проекту «Образование». Поэтому мы рассмотрели итоги реализации национального проекта «Образование» в 2007 году, кот ...

Основы деятельности классного руководителя
1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их Признак Характеристика Общая социально значимая цель единство мотивов; единство ценностных ориентаций; психологическое единство Общая совместная деятельность направлена на достижение общих целей; характер деятельности определяет характер ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru