BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Страница 3

Можно констатировать, что у преподавателей есть существенное расхождение между осознанием необходимости использования активных форм и методов обучения для подготовки творческих, интеллектуальных студентов и реальными дидактическими средствами, используемыми в образовательном процессе. Но здесь можно столкнуться с противоречием, проявляющимся в деятельности многих вузовских педагогов: понимая и признавая важность подобного знания, они, тем не менее, практически не прилагают усилий, чтобы повысить свою подготовку в данном направлении, считая имеющуюся вполне достаточной.

Идеальный объект в педагогике представляет собой единство настоящего, прошлого и будущего, что обеспечивает познание действительности в контексте исторической эволюции. Именно благодаря такому единству обеспечивается воспроизведение объекта как развивающейся динамичной системы во всей его противоречивости.

Введение этой педагогической идеализации – понятия «идеал преподавателя» - в научно-педагогический теоретический оборот является оправданным, так как ее включение в контекст устоявшихся понятийных инструментов позволяет расширить и углубить поле поиска и осмысление феномена преподавателя в образовании.

«Идеал» - это образец, совершенство; высшая цель человеческих стремлений, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное. Идеалы дают потребную образцовую меру разуму, который нуждается в понимании того, что является совершенным (И. Кант).

Представления об идеальном преподавателе содержатся в основополагающих трудах видных отечественных педагогов, мыслителей, государственных деятелей. Эти воззрения, имплицитно содержащиеся в их работах, касаются самых различных сторон личной жизни и профессиональной деятельности преподавателя. Они в большинстве своем не выражены системно и в разной степени научно обоснованы. Использование понятия «идеал преподавателя» дает возможность выявить в воззрениях отечественных педагогов и мыслителей типологическое и особенное в их понимании феномена преподавателя.

Использование категории «идеал преподавателя» позволяет оптимизировать процесс раскрытия и интерпретации воззрений отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов прошлого, давая возможность выявлять их типологические и специфические взгляды на миссию преподавателя, его роль и место в социокультурном бытии; структуру, содержание и творческое измерение профессиональной деятельности, этическое оформление жизни, восхождение к высотам профессии. Рассмотрение содержащихся в трудах мыслителей прошлого представлений о педагоге сквозь призму понятия «идеал преподавателя» позволяет не только глубже познать важную сторону истории отечественной и зарубежной педагогической мысли, но и обеспечить преемственность в разработке актуального вопроса о феномене преподавателя в формате современной культуры и образования, человеческой и профессиональной индивидуальности.

Каким видят студенты «идеального преподавателя вуза»?

Степень значимости некоторых качеств преподавателя (рисунок 1.17):

Справедливый преподаватель – это, в первую очередь, тот, который оценивает знания согласно работе студента в течение семестра. Справедливость важна независимо от целей учебы, так как стремление к справедливости по отношению к себе присуще каждому человеку.

Компетентность преподавателя – это умение доходчиво объяснить материал, в то время как знание преподавателем своего предмета компетентным его не делает. Студенты считают компетентностью умение преподавателя работать полноценно с любым студентом независимо от личных симпатий.

Рисунок 1.17 – Схема степени значимости некоторых качеств «Идеального преподавателя» по видению студентов

Обязательность преподавателя вопросов не вызывает, а вот отзывчивость весьма противоречива. Большая часть студентов считают преподавателя отзывчивым, если он готов проконсультировать студента в любую минуту. С другой стороны, студенты считают отзывчивым преподавателя, готового сделать поблажки из-за личных проблем студента. Чувство юмора преподавателя помогает ему найти общий язык со студентами, делает восприятие предмета более интересным и делает возможность снять усталость и напряжение аудитории. Требовательность – это средство сформировать серьезное отношение к предмету. Опрятность преподавателя. Преподаватель для студента является инструментом, «вводящим» его в науку, а что с ней делать дальше – студент решает сам. Поэтому личностные качества преподавателя как человека, которые никоим образом не влияют на обучающегося, последнего не интересуют. Как не имеет значения для большинства студентов ни пол, ни возраст преподавателя.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Трудности аудирования
Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. В отличие от говорения, аудирование – рецептивный вид речевой деятельности. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная. И, тем не менее, слушающий по каналам обратной связи воздействует на акт ком ...

Методические рекомендации по развитию волевого поведения детей дошкольного возраста
Деятельность, которая приносит малышу удовольствие, помогает в его воспитании значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых. Ниже приведены игры, направленные на развитие нравственно – волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнест ...

Особенности учебной деятельности школьников 7-9 классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной воспр ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru