Воспитательная работа в СурГПУ основывается на принципах, активно разрабатывающихся современной наукой:
1. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
2. Культурологический принцип, без которого невозможно эффективное решение многих актуальных проблем воспитания, в том числе проблем творческого саморазвития личности.
3. Антропологический принцип, означающий антропологический подход в педагогике, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем.
4. Гуманистический принцип, означающий гуманизацию образования, т.е. развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучающегося, гармонизации их интересов взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.
5. Синергетический принцип, означающий взаимодействие двух взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящее к новообразованиям, повышению энергетического и творческое потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающее их переход от развития к саморазвитию.
6. Герменевтический принцип, наименование которого происходит от слов «разъясняю, истолковываю», означает философское осмысление и переосмысление как ранее наработанного педагогического опыта, так и приобщение молодого поколения педагогов к осмысленному овладению различными видами и формами педагогических инноваций.
С учетом специфики и сложности воспитательной работы в вузе, формирования ее цели и задач, оценки её результатов и управления её качеством возможно принятие следующих принципов управления и оценки воспитательной деятельности
:
· воспитательная деятельность выделяется как автономная, но неразрывно связанная с другими видами деятельности (с учебной, научной и т.д.), подсистема со своими целями, принципами, факторами, методами управления и оценки качества (в связи с этим воспитательная деятельность должна иметь свою, специфическую подсистему управления в общей системе управления образованием и качеством образования);
· эффективность управления качеством воспитательной деятельности определяется ее целенаправленным характером – наличием конкретных целей, а оценка качества воспитательной деятельности есть оценка степени достижения ее конечных и промежуточных результатов;
· цели воспитательной деятельности формируются в результате достижения компромисса ее основных субъектов (как на уровне конкретного учебного заведения, так и на уровне всей системы образования);
· управление воспитательной деятельностью необходимо осуществлять преимущественно в виде вероятностного управления факторами, существенно влияющими на достижение ее целей, в связи с невозможностью «прямой» оценки результатов воспитательной деятельности конкретного выпускника (таких качеств личности, как, например, доброжелательность, честность, ответственность, патриотизм и т.д.);
· управление состоянием и динамикой минимально-необходимого набора факторов для каждого уровня управления обеспечивает эффективность управления качеством системы.
Цели, задачи и направления воспитательной работы в университете
Цель
воспитательной работы заключается в социализации личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Цель, таким образом, может быть представлена в виде выполнения социального заказа, включающего в себя набор качеств личности, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. К ним относятся:
· нравственность
· интеллигентность
· патриотизм
· стремление к здоровому образу жизни
· общая и профессиональная образованность
· социальная активность
· предприимчивость
Материалы по педагогике:
Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные и ...
Предвузовское среднее образование. Лицей
Законодательная база лицеев определяется законом об ориентации 1989 г., а с 2000 г. – Образовательным Кодексом. Ориентационный закон 1989 г. поставил перед лицеем задачу довести всех учеников до получения как минимум сертификатов CAP или BEP, а 80 % учащихся – до уровня бакалавра. Обучение в старше ...
Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...