BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Страница 1

Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности.

Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций конкретного человека и может иметь несколько вариантов сочетаний, которые приведены на рисунке 1.16.

Рисунок 1.16 - Ценностные ориентации преподавателя

Рассмотрим их более подробно.

Явное преобладание научной направленности над педагогической (+Н, -П) приводит к тому, что преподаватель начинает пренебрежительно относиться к обучающей деятельности, объясняя это занятостью, нехваткой времени и т.п. Для таких преподавателей характерно участие в научных исследованиях как наиболее значимых в развитии собственной личности.

Во взаимоотношениях со студентами существует заметная отстраненность, которая исчезает лишь в общении с теми, кто увлечен наукой. Преподаватели с максимальной научной направленностью имеют тенденцию акцентировать обучение на проблемах, которые они научно разрабатывают, тем самым, превращая общие курсы в специальные. Но следует постоянно помнить, что увлеченность наукой, не подчиняется «увлеченности» преподавателя личностью студента, может увести его с собственно преподавательской работы.

Явное преобладание педагогической деятельности над научной (+П, -Н). Представители этой группы стремятся к высокому качеству преподавания, чему способствуют развитые дидактические и речевые способности. Они в основном ориентированы профессиональные ценности, чаще всего устанавливают деловые, корректные и требовательные рабочие отношения с учащимися. Но их работа не всегда удовлетворяет запросы творческих, нацеленных на научные исследования студентов. Преподаватели с узкопедагогической направленностью настолько увлекаются подготовкой к занятиям, разработкой новых курсов и методических материалов, что не оставляют себе времени для систематической научной работы. Постепенно они теряют интерес к специальной литературе и поэтому недостаточно владеют современными научными знаниями.

От активной научной деятельности – к активной педагогической (+Н, +П). Эти преподаватели эрудированны, профессионально компетентны, отличаются глубоким знанием своей специальности. Для них характерно активное отношение к своей работе и к окружающим людям. Увлечение наукой, желание передать полученные сведения студентам, вдохновить и пробудить интерес к знаниям и вместе с тем развить их способности к научной деятельности побуждает таких преподавателей к поиску оригинальных методов обучения, обращению к психолого-педагогической литературе с тем, чтобы сделать учебный процесс ярким и запоминающимся.

От активной педагогической деятельности – к активной научной (+Н, +П). Представители этой группы в достаточной степени владеют своей специальностью и методикой преподавания, отработали свою систему методических приемов, умело налаживают и поддерживают контакты со студентами. Отличаются эмоциональностью, иногда несколько экзальтированы. Использование метода проблемного изложения при чтении лекций, «размышление вслух», живой диалог нередко стимулируют преподавателя к нетрадиционным подходам, теоретическим находкам.

Можно рассмотреть преподавателя как активного субъекта деятельности, который должен ориентироваться не только в объективных требованиях профессии, но индивидуальных качествах, необходимых для ее выполнения. Соотношение наиболее важных качеств преподавателя с выделенными компонентами (ценностные – Ц, интеллектуальные – Ин, конативные – К, эмоциональные – Э, механизм саморегуляции - Ср) получает следующую картину.

Таблица 1.3 – Наиболее важные профессиональные качества преподавателя

Структурные компоненты

Качества преподавателя

Ц

- творческое начало (57%)

- взаимопонимание со студентами (48%)

- уважение студентов (48%)

- общая эрудированность (36%)

- моральная чистоплотность (19%)

Ин

- знание своего предмета (91%)

- интеллектуальный уровень (78%)

- неординарное мышление (39 %)

- находчивость (9%)

К

- умелое изложение материала (91%)

- требовательность (74%)

- справедливость (70%)

- умение заинтересовать своим предметом (65%)

- ответственность (52%)

- тактичность (39%)

- терпение (35%)

- правильная речь (35%)

- доброта (26%)

- опрятность (26%)

- общительность (4%)

Э

- чувство юмора (42%)

- обаяние (22%)

- оптимизм (9%)

Ср

- стремление к саморазвитию (48%)

- необходимость самоанализа (37%)

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методы диагностики готовности к школе
Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных парамет ...

Формальные языки в курсе информатики
В данном разделе хотелось бы рассказать о языках, используемых при работе ЭВМ, в компьютерных информационных технологиях. Информацию, циркулирующую в компьютере, можно разделить на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операто ...

Проектирование мотивационных технологий обучения
Проектирование мотивационных технологий обучения необходимо с целью обеспечения быстрого включения учащихся в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производительную деятельность без длительного "вживания" в работу, поддержания деятельности на требуемом уровне активности. Учебная ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru