BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Страница 1

Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности.

Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций конкретного человека и может иметь несколько вариантов сочетаний, которые приведены на рисунке 1.16.

Рисунок 1.16 - Ценностные ориентации преподавателя

Рассмотрим их более подробно.

Явное преобладание научной направленности над педагогической (+Н, -П) приводит к тому, что преподаватель начинает пренебрежительно относиться к обучающей деятельности, объясняя это занятостью, нехваткой времени и т.п. Для таких преподавателей характерно участие в научных исследованиях как наиболее значимых в развитии собственной личности.

Во взаимоотношениях со студентами существует заметная отстраненность, которая исчезает лишь в общении с теми, кто увлечен наукой. Преподаватели с максимальной научной направленностью имеют тенденцию акцентировать обучение на проблемах, которые они научно разрабатывают, тем самым, превращая общие курсы в специальные. Но следует постоянно помнить, что увлеченность наукой, не подчиняется «увлеченности» преподавателя личностью студента, может увести его с собственно преподавательской работы.

Явное преобладание педагогической деятельности над научной (+П, -Н). Представители этой группы стремятся к высокому качеству преподавания, чему способствуют развитые дидактические и речевые способности. Они в основном ориентированы профессиональные ценности, чаще всего устанавливают деловые, корректные и требовательные рабочие отношения с учащимися. Но их работа не всегда удовлетворяет запросы творческих, нацеленных на научные исследования студентов. Преподаватели с узкопедагогической направленностью настолько увлекаются подготовкой к занятиям, разработкой новых курсов и методических материалов, что не оставляют себе времени для систематической научной работы. Постепенно они теряют интерес к специальной литературе и поэтому недостаточно владеют современными научными знаниями.

От активной научной деятельности – к активной педагогической (+Н, +П). Эти преподаватели эрудированны, профессионально компетентны, отличаются глубоким знанием своей специальности. Для них характерно активное отношение к своей работе и к окружающим людям. Увлечение наукой, желание передать полученные сведения студентам, вдохновить и пробудить интерес к знаниям и вместе с тем развить их способности к научной деятельности побуждает таких преподавателей к поиску оригинальных методов обучения, обращению к психолого-педагогической литературе с тем, чтобы сделать учебный процесс ярким и запоминающимся.

От активной педагогической деятельности – к активной научной (+Н, +П). Представители этой группы в достаточной степени владеют своей специальностью и методикой преподавания, отработали свою систему методических приемов, умело налаживают и поддерживают контакты со студентами. Отличаются эмоциональностью, иногда несколько экзальтированы. Использование метода проблемного изложения при чтении лекций, «размышление вслух», живой диалог нередко стимулируют преподавателя к нетрадиционным подходам, теоретическим находкам.

Можно рассмотреть преподавателя как активного субъекта деятельности, который должен ориентироваться не только в объективных требованиях профессии, но индивидуальных качествах, необходимых для ее выполнения. Соотношение наиболее важных качеств преподавателя с выделенными компонентами (ценностные – Ц, интеллектуальные – Ин, конативные – К, эмоциональные – Э, механизм саморегуляции - Ср) получает следующую картину.

Таблица 1.3 – Наиболее важные профессиональные качества преподавателя

Структурные компоненты

Качества преподавателя

Ц

- творческое начало (57%)

- взаимопонимание со студентами (48%)

- уважение студентов (48%)

- общая эрудированность (36%)

- моральная чистоплотность (19%)

Ин

- знание своего предмета (91%)

- интеллектуальный уровень (78%)

- неординарное мышление (39 %)

- находчивость (9%)

К

- умелое изложение материала (91%)

- требовательность (74%)

- справедливость (70%)

- умение заинтересовать своим предметом (65%)

- ответственность (52%)

- тактичность (39%)

- терпение (35%)

- правильная речь (35%)

- доброта (26%)

- опрятность (26%)

- общительность (4%)

Э

- чувство юмора (42%)

- обаяние (22%)

- оптимизм (9%)

Ср

- стремление к саморазвитию (48%)

- необходимость самоанализа (37%)

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе - констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...

Сравнение и аналогия
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами или их отдельными признаками . Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия: сравниваемые понятия однородны и сравнение осуществляется по таким признакам, которые имеют существенное значение. Процесс ...

Рисование «Украсим рукавичку домик»
Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую к ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru