BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Страница 2

Можно отметить очень большой разброс выделенных преподавателями качеств с явным преобладанием интеллектуального компонента и некоторых элементов конативного; элементы ценностного являются одновременно элементами вышеназванных.

Преподавателями были проранжированы названные качества, что позволило выявить динамику изменения их важности в зависимости от стажа работы в высшей школе.

Стаж до 5 лет - внимание уделяется качествам конативного и интеллектуального компонентов, творческое начало занимает третье место, но эмоциональность и индивидуальность располагаются на последних местах. Преподаватели открыты восприятию нового в себе и окружении, склонны к самоизменениям. Еще не самоопределились в профессиональном плане, не ощущают целостность своей индивидуальности как преподавателя, находятся в состоянии поиска, но без учета индивидуального компонента и процессов рефлексии и саморегуляции.

Стаж 5-10 лет – на первые места преподаватели ставят такие качества, как доброта, правильная речь, знание своего предмета. Творческое начало отступает на седьмое место, а стремление к саморазвитию – на шестое. Преподаватели не стремятся к самоисследованиям и самоизменениям, имеют невысокий уровень внутренней конфликтности. Можно предположить, что многие молодые преподаватели в начале профессиональной деятельности сталкиваются с большим объемом нагрузки, что побуждает их к использованию наиболее знакомых форм и методов обучения. Нередко вузовская среда сама создает ситуации невостребованности творческого поиска. Понижение рейтинга качества «стремление к саморазвитию» связано также с уменьшением внимания преподавателей к научной деятельности: «Диссертация защищена, - теперь можно отдохнуть». Этот период в профессиональной деятельности преподавателя следует отнести к ситуации равновесия.

Стаж 10-20 лет – на первый план выходят «стремление к саморазвитию, умение заинтересовать своим предметом и знание своего предмета», а «умелое изложение материала» отодвигается на шестое место. Подобное перераспределение качеств является скорее закономерным, чем случайным. Именно в данном возрасте большинство преподавателей, подавая по разным причинам в ситуацию неравновесия, совершает принципиальный выбор между дальнейшей направленностью своей деятельности: «преимущественно научной» или «преимущественно педагогической». Обе категории усиленно занимаются саморазвитием, но в разных сферах профессии.

Стаж свыше 20 лет – на первое место преподаватели ставят «учелое изложение материала, интеллектуальный уровень, знание своего предмета», среднее ранговое место занимает «творческое начало», но «стремление к саморазвитию» отходит на седьмое место, а «взаимопонимание со студентами» - на последнее (общение становится более отстраненным, ориентированным на деловой аспект взаимодействия). Эти преподаватели ощущают собственную неадекватность современным педагогическим ситуациям, но вместе с тем большинство из них отличается повышенной ригидностью. В данном случае необходима работа по снятию фрустрирующего состояния, что может заключаться в конструировании новых ценностей в педагогической деятельности, активизации рефлексии и саморегуляции к самоизменению педагогической деятельности.

Преподаватели в качестве одного из ведущих факторов повышения эффективности образовательного процесса называют необходимость изменения форм и методов обучения, что является косвенным подтверждением стремлений к изменению конативного компонента. Индивидуальные предпочтения преподавателей, безусловно, имеются в каждой возрастной категории, но преобладающей является общая тенденция к стандартизации: преподаватели предпочитают традиционные методы и формы обучения (особенно те, у которых стаж превышает 10 лет). Если молодые преподаватели еще используют проблемно-поисковые методы, то после 5-10 лет работы основная роль отводится репродуктивным методам. Многие слабо знакомы с педагогикой высшей школы, активными методами и формами обучения, не владеют соответствующей терминологией.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Использование исторических задач в процессе обучения
Задача - вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий. На рубеже XX - XXI веков в гуманитарной образовательной практике широкое распространение получили исторические задачи. Причем, они полностью отвечали критериям научного определения: наличие вводной ин ...

Специфика работы над составной задачей
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить ...

Современные проблемы дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru