BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Развитие стиля педагогической деятельности вуза

Страница 2

Можно отметить очень большой разброс выделенных преподавателями качеств с явным преобладанием интеллектуального компонента и некоторых элементов конативного; элементы ценностного являются одновременно элементами вышеназванных.

Преподавателями были проранжированы названные качества, что позволило выявить динамику изменения их важности в зависимости от стажа работы в высшей школе.

Стаж до 5 лет - внимание уделяется качествам конативного и интеллектуального компонентов, творческое начало занимает третье место, но эмоциональность и индивидуальность располагаются на последних местах. Преподаватели открыты восприятию нового в себе и окружении, склонны к самоизменениям. Еще не самоопределились в профессиональном плане, не ощущают целостность своей индивидуальности как преподавателя, находятся в состоянии поиска, но без учета индивидуального компонента и процессов рефлексии и саморегуляции.

Стаж 5-10 лет – на первые места преподаватели ставят такие качества, как доброта, правильная речь, знание своего предмета. Творческое начало отступает на седьмое место, а стремление к саморазвитию – на шестое. Преподаватели не стремятся к самоисследованиям и самоизменениям, имеют невысокий уровень внутренней конфликтности. Можно предположить, что многие молодые преподаватели в начале профессиональной деятельности сталкиваются с большим объемом нагрузки, что побуждает их к использованию наиболее знакомых форм и методов обучения. Нередко вузовская среда сама создает ситуации невостребованности творческого поиска. Понижение рейтинга качества «стремление к саморазвитию» связано также с уменьшением внимания преподавателей к научной деятельности: «Диссертация защищена, - теперь можно отдохнуть». Этот период в профессиональной деятельности преподавателя следует отнести к ситуации равновесия.

Стаж 10-20 лет – на первый план выходят «стремление к саморазвитию, умение заинтересовать своим предметом и знание своего предмета», а «умелое изложение материала» отодвигается на шестое место. Подобное перераспределение качеств является скорее закономерным, чем случайным. Именно в данном возрасте большинство преподавателей, подавая по разным причинам в ситуацию неравновесия, совершает принципиальный выбор между дальнейшей направленностью своей деятельности: «преимущественно научной» или «преимущественно педагогической». Обе категории усиленно занимаются саморазвитием, но в разных сферах профессии.

Стаж свыше 20 лет – на первое место преподаватели ставят «учелое изложение материала, интеллектуальный уровень, знание своего предмета», среднее ранговое место занимает «творческое начало», но «стремление к саморазвитию» отходит на седьмое место, а «взаимопонимание со студентами» - на последнее (общение становится более отстраненным, ориентированным на деловой аспект взаимодействия). Эти преподаватели ощущают собственную неадекватность современным педагогическим ситуациям, но вместе с тем большинство из них отличается повышенной ригидностью. В данном случае необходима работа по снятию фрустрирующего состояния, что может заключаться в конструировании новых ценностей в педагогической деятельности, активизации рефлексии и саморегуляции к самоизменению педагогической деятельности.

Преподаватели в качестве одного из ведущих факторов повышения эффективности образовательного процесса называют необходимость изменения форм и методов обучения, что является косвенным подтверждением стремлений к изменению конативного компонента. Индивидуальные предпочтения преподавателей, безусловно, имеются в каждой возрастной категории, но преобладающей является общая тенденция к стандартизации: преподаватели предпочитают традиционные методы и формы обучения (особенно те, у которых стаж превышает 10 лет). Если молодые преподаватели еще используют проблемно-поисковые методы, то после 5-10 лет работы основная роль отводится репродуктивным методам. Многие слабо знакомы с педагогикой высшей школы, активными методами и формами обучения, не владеют соответствующей терминологией.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
Существуют три основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовем их условно медийный, игровой и издательский. Медийный подход предполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производства медийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процесс ...

Методы диагностики профессиональной компетентности педагога
В условиях реформирования образования возрастает значение внедрения инновационных процессов в школе. Включаться в эту деятельность могут педагоги высокого уровня квалификации. Иными словами, возрастает роль диагностики профессиональной компетентности педагога. Комплексное использование методов диаг ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Устное общение со ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru