BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза

Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза

Страница 2

Оценка педагогического мастерства ПВШ является важнейшим инструментом управленческой деятельности для руководства вуза и важным условием саморазвития преподавателя.

Профессиональная компетентность является базовой для другой педагогической характеристики, называемой функциональной грамотностью, которая наряду с элементарной грамотностью стала актуальной в последние годы. Функциональная грамотность специалиста имеет три уровня формирования. Первый уровень (личностный) характеризует пригодность к полноценному выполнению любого вида деятельности. Второй (личностно-профессиональный) указывает на пригодность к выполнению трудовой деятельности в избранной специальности. Наконец, третий уровень (профессионально-технический) предполагает полное овладение компетентностью и мастерством в избранной специальности.

Совершенствование профессионально-педагогической компетентности и функциональной грамотности повышают профессионально-квалификационную мобильность ПВШ, поэтому обучение его в системе повышения квалификации в этом плане выполняет не только компенсаторную, но и адаптивную и развивающую функции. При обучении квалификационного преподавателя в этой системе указанные функции переходят в ранг базовых.

С учетом характеристик современного динамично развивающего общества необходимо стремиться к обеспечению опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им будущих специалистов.

В настоящее время возникла необходимость переподготовки преподавательских кадров в целях обеспечения их новых инструментарием, соответствующим современным требованиям. Речь идет об инновационных технологиях в системе деятельности преподавателя вуза.

Преподаватель вуза – личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотренные выше этапы профессиональной подготовки ПВШ можно формализовать в виде направленного структурного графа, представленного на рис. 1.15. Если за предварительный этап обозначить профессиональную агитацию и пропаганду к преподавательской деятельности в вузе, то далее можно выделить шесть этапов непрерывной подготовки ПВШ: 1 – профпригодность (1а – профотбор и 1б - профподбор), 2 – профобучение, 3 – профадаптация, 4 – профготовность, 5 – профдеятельность, 6 – профмобильность. Вершины этого графа имеют следующие обозначения: П – претендент на преподавательскую деятельность в высшей школе, К – профессиональные важные качества, С – профессионально-значимые способности, З – профессионально-педагогические знания, У – профессионально-педагогические умения, Кп – профессионально-педагогическая компетентность, Пм – педагогическое мастерство, Фг – функциональная грамотность преподавателя вуза. Дугами графа обозначены связи, необходимые для перехода на следующий этап.

Исследования, проведенные в показывают, что конечной целью подготовки является формирование функционально-грамотного преподавателя вуза, сочетающего в себе высокий уровень профессиональной компетентности и педагогического мастерства и обладающего качествами профессиональной мобильности и конкурентоспособности.

Рисунок 1.15 – Этапы профессиональной подготовки ПВШ

При подготовке преподавателей наметились тенденции расширения их функциональной деятельности. Так в сферу преподавательской деятельности входят научно-исследовательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, организационно-управленческая, коррекционно-развивающая и др.

Актуальность системной подготовки научно-педагогических кадров обусловлена объективной необходимостью модернизации высшей школы России, ее интеграцией в международный образовательный процесс, обозначившимися противоречиями в подготовке и профессиональной деятельности ПВШ, реформированием основной парадигмы образования, организационно-методологической готовностью подсистем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ПВШ перерасти в целостную систему его непрерывного профессионального образования.

Для этого необходимо:

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...

Сущность метода круговой тренировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка, осуществл ...

Педагогика свободного воспитания
В1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний клас­сик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель ле­гендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уж ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru