BriefEducation
Образование: теория и практика » Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке » Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Страница 3

Понятие "сильное мышление" введено в педагогический научный фонд Ю.Ф. Тимофеевой. Сильное мышление в отличие от творческого мышления поддается "инструментальному воздействию", управлению и контролю и может формироваться в процессе профессиональной подготовки студентов. Сильное мышление является базовым основанием творческого мышления. Овладение студентом комплексом знаний, включенным в структуру сильного мышления, делает решение творческих задач и получение требуемого результата более гарантированным, облегчает преодоление психологических барьеров, преграждающих путь к новым продуктивным решениям, вызывает стремление индивида к самосовершенствованию и саморазвитию, постоянному повышению собственного потенциала, умению разумно им распоряжаться. Человек, владеющий сильным мышлением, обладает следующими знаниями, умениями и навыками:

- умеет видеть систему в ее связях, элементах, подсистемах, в динамике;

- владеет аппаратом формальной логики, то есть умеет при дефиците данных для решения задачи выстраивать причинно-следственные цепочки с необходимой степенью разветвленности для выявления скрытых ресурсов решения задачи;

- владеет приемами построения различного рода классификаций и нахождения закономерностей в массиве фактов;

- знаком с приемами моделирования проблемных ситуаций и объектов техники;

- обучен эвристическим методам и приемам решения задач;

- знает законы развития технических систем (ЗРТС), что позволяет ему сознательно управлять процессами совершенствования техники и прогнозировать пути ее развития;

- владеет инструментальным аппаратом теории развития технических систем (ТРТС);

- знает и применяет алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);

- владеет функционально-физическим анализом (ФФА);

- знаком с функционально-стоимостным анализом (ФСА).

Для формирования сильного мышления мы используем проекты различных типов:

- учебные и учебно-информационные;

- учебно-исследовательские;

- научно-исследовательские (творческие).

Проекты должны отвечать следующим требованиям: 1) быть посильными для обучаемых, но при этом отличаться высоким уровнем трудности; 2) иметь общественно полезную значимость, рыночную стоимость и быть ориентированными на производство; 3) должны предусматривать коллективную производственную деятельность студентов, а также включенность их в производственный или научный коллектив; 4) должны требовать от обучаемых активного применения теоретических знаний и привлечения научной, справочной и другой литературы, экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта изделия, технологической карты его получения, плана действий по его реализации. Самое главное заключается в том, чтобы каждый студент самостоятельно проделал полный производственный цикл: от замысла, изготовления до поиска рынка сбыта или его реализации. Все проекты рассчитаны на опыт работы с компьютером и средствами телекоммуникаций, поскольку одной из дидактических целей применения ТУП является вовлечение студентов в среду информационных технологий. Важным условием для развития сильного мышления студентов и их творческой активности является применение нетрадиционных методов обучения, помогающих выработать умения решать новые проблемы и способствующих более продуктивной умственной деятельности. Нам представляется наиболее целесообразным применение следующих методов.

Методы с применением затрудняющих условий:

Метод новых вариантов - заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые варианты его выполнения, когда уже имеется несколько вариантов решения.

Метод информационной недостаточности - применяется тогда, когда ставится задача особой активности на первых этапах конструкторской деятельности студентов. Для этого исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных.

Метод информационной насыщенности - основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Управление Болонским процессом
В июне 1999 г., когда было принято решение о создании к 2010 г. европейского пространства высшего образования, единственным руководящим органом Болонского процесса были конференции министров. С самого начала за ними закрепилась функция общего мониторинга и управления процессом. После Болонской встр ...

Эмоциональное развитие ребенка
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого». В ходе нескольких экспериментов исследователи разры ...

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства
Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности. Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru