BriefEducation
Образование: теория и практика » Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке » Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Страница 2

М.М. Зиновкина полагает, что критериями оценки эффективности формирования структуры творческого системного инженерного мышления студентов может служить их способность:

- осуществлять системный анализ проблемной ситуации, технической системы;

- выявлять из расплывчатой проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;

- видеть, формулировать противоречия и целенаправленно разрешать их, принимая нестандартные решения;

- генерировать оригинальные технические идеи;

- выдвигать гипотезы;

- адекватно формулировать "идеальный конечный результат";

- вести целенаправленный многовариантный поиск решения творческой задачи или проблемы;

- осуществлять объективную оценку творческих инженерных решений;

- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему)

- целенаправленно осуществлять прогноз развития технических систем;

- мыслить "многоэкранно";

- вести "инжиниринг" - целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме.

Достичь этих целей можно только при определенном способе организации самостоятельной деятельности студентов, когда на первый план выходит проблема мотивации. Мотивация самостоятельной учебной работы не менее важна чем способ организации, условия и методика работы над проектом.

Организационными и психолого-педагогическими условиями, позволяющими обеспечить формирование творческой самостоятельности и инициативы на основе ТУП, мы считаем:

1.Переход от обучения в аудитории к обучению в малых группах по 2-4 человека в лабораториях. В этом случае студенты, обсуждая проблему, организуют "мозговые атаки", используют , выполняют экспериментальные упражнения. Поскольку задания на проект носят, как правило, межпредметный характер, то студенты вынуждены <конструировать> интегрированные знания из учебных и научных пособий, словарей, справочников.

2.Работа в режиме самостоятельного поиска знаний и кооперирования усилий для достижения групповых целей. Каждый член группы ищет материал по своей части проекта, затем они собираются и обмениваются информацией. Студенты добросовестно выполняют свою часть работы, так как итоговая оценка зависит от того, как команда в целом решила задачу.

3. Замена текущего контроля знаний, умений, навыков на тестирование промежуточных этапов работы.

4. Высокий уровень самостоятельности. Студенты самостоятельно выполняют весь проект, преподаватель же руководит поиском нужной информации, стимулирует студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез, теорий, которые позволяют им лучше понять тему.

5. Переход от усвоения всеми студентами одного и того же материала к овладению различным материалом и разными способами учения. В процессе взаимодействия студенты обучают друг друга, что хорошо развивает у них навыки кооперации и сотрудничества.

6. Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем выстраивается в фасилитационном режиме. Преподаватель изменяет свою позицию информатора, транслятора знаний, контролера обученности учащегося на позицию фасилитатора. Только в этом случае студенты воспринимают цели преподавателя как свои собственные, что существенно влияет на успех, обеспечивает высокий уровень активности, осознанности и мотивированности их действий.

Работа со студентами на основе ТУП позволяет обучить их известным методам поиска решений творческих задач, ознакомить с методологией эвристики, с законами развития технических систем, что в целом не только усиливает аналитические функции мозга, но и учит их синергетическому подходу к решению профессиональных задач. При этом в полной мере реализуется один из дидактических принципов - принцип осознанной перспективы, мобилизующий силы и энергию индивида на достижение личностно-значимой цели. Существенно, что усвоение знаний не сводится к их восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания становятся достоянием личности в результате ее собственной, самостоятельной интеллектуальной деятельности. Главной целью преподавателя становится формирование у студентов сильного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Моделирование алгоритмических исполнителей в среде ЛогоМиры и Delphi
Исторически первым педагогическим программным средством, предназначенным для обучения детей алгоритмизации, был язык программирования ЛОГО, разработанный в конце 1960-х гг. американским педагогом-психологом С. Пейпертом. В состав ЛОГО ходит исполнитель Черепашка, назначение которого — изображение н ...

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства созна ...

Организация и проведение тестирования по иностранному языку
Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определяя необходимые управляющие воздействия на ход этого процесса. За последнее в ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru