BriefEducation
Образование: теория и практика » Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке » Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике

Страница 2

М.М. Зиновкина полагает, что критериями оценки эффективности формирования структуры творческого системного инженерного мышления студентов может служить их способность:

- осуществлять системный анализ проблемной ситуации, технической системы;

- выявлять из расплывчатой проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;

- видеть, формулировать противоречия и целенаправленно разрешать их, принимая нестандартные решения;

- генерировать оригинальные технические идеи;

- выдвигать гипотезы;

- адекватно формулировать "идеальный конечный результат";

- вести целенаправленный многовариантный поиск решения творческой задачи или проблемы;

- осуществлять объективную оценку творческих инженерных решений;

- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему)

- целенаправленно осуществлять прогноз развития технических систем;

- мыслить "многоэкранно";

- вести "инжиниринг" - целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме.

Достичь этих целей можно только при определенном способе организации самостоятельной деятельности студентов, когда на первый план выходит проблема мотивации. Мотивация самостоятельной учебной работы не менее важна чем способ организации, условия и методика работы над проектом.

Организационными и психолого-педагогическими условиями, позволяющими обеспечить формирование творческой самостоятельности и инициативы на основе ТУП, мы считаем:

1.Переход от обучения в аудитории к обучению в малых группах по 2-4 человека в лабораториях. В этом случае студенты, обсуждая проблему, организуют "мозговые атаки", используют , выполняют экспериментальные упражнения. Поскольку задания на проект носят, как правило, межпредметный характер, то студенты вынуждены <конструировать> интегрированные знания из учебных и научных пособий, словарей, справочников.

2.Работа в режиме самостоятельного поиска знаний и кооперирования усилий для достижения групповых целей. Каждый член группы ищет материал по своей части проекта, затем они собираются и обмениваются информацией. Студенты добросовестно выполняют свою часть работы, так как итоговая оценка зависит от того, как команда в целом решила задачу.

3. Замена текущего контроля знаний, умений, навыков на тестирование промежуточных этапов работы.

4. Высокий уровень самостоятельности. Студенты самостоятельно выполняют весь проект, преподаватель же руководит поиском нужной информации, стимулирует студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез, теорий, которые позволяют им лучше понять тему.

5. Переход от усвоения всеми студентами одного и того же материала к овладению различным материалом и разными способами учения. В процессе взаимодействия студенты обучают друг друга, что хорошо развивает у них навыки кооперации и сотрудничества.

6. Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем выстраивается в фасилитационном режиме. Преподаватель изменяет свою позицию информатора, транслятора знаний, контролера обученности учащегося на позицию фасилитатора. Только в этом случае студенты воспринимают цели преподавателя как свои собственные, что существенно влияет на успех, обеспечивает высокий уровень активности, осознанности и мотивированности их действий.

Работа со студентами на основе ТУП позволяет обучить их известным методам поиска решений творческих задач, ознакомить с методологией эвристики, с законами развития технических систем, что в целом не только усиливает аналитические функции мозга, но и учит их синергетическому подходу к решению профессиональных задач. При этом в полной мере реализуется один из дидактических принципов - принцип осознанной перспективы, мобилизующий силы и энергию индивида на достижение личностно-значимой цели. Существенно, что усвоение знаний не сводится к их восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания становятся достоянием личности в результате ее собственной, самостоятельной интеллектуальной деятельности. Главной целью преподавателя становится формирование у студентов сильного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Организация и проведение констатирующего эксперимента на уроке трудового обучения в 1-ом классе: контрольная работа
Для определения возможности использования способов проверки и контроля по трудовому обучению, эффективности, валидности и доступности этих способов был проведён констатирующий эксперимент в виде контрольной работы по трудовому обучению в рамках текущего контроля в 1 классе средней школы № 618 в кон ...

Музыкальная студия как объект проектирования
Определим основное понятие настоящего исследования. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона гласит: студия (лат.) это мастерская художника. В словаре С.И. Ожегова этот термин имеет несколько значений: 1. мастерская живописца или скульптора, 2. школа, готовящая художников или актеров, 3. ...

Краткий экскурс в историю "личностной компоненты" образования в отечественной педагогике
История российского образования содержательно связана с идеей человека в ее философско-религиозном истолковании. Именно на этой почве уже в конце XIX - начале XX веков (мы не касаемся более ранних дней, поскольку работа не носит собственно историографического характера) в России получили определенн ...

Разделы

© 2023 Copyright www.briefeducation.ru