В период модернизации образования особенно возрастает значимость инновационных процессов в школах разного типа, ведущая роль в которых, несомненно, принадлежит педагогам.
На современном этапе в условиях реформирования образования увеличивается роль качества инновационной деятельности школы, в частности, использование эффективных образовательных технологий.
В связи с этим хотелось бы поделиться опытом применения технологии Педагогическая мастерская в школе – на уроках русского языка и литературы, классных родительских собраниях, педагогических советах, семинарах для руководителей образовательных учреждений – и в высшем учебном заведении на курсах повышения квалификации и переподготовки для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Работая в школе заместителем директора по научной работе, я не могла не использовать в своей деятельности современные образовательные технологии. Так однажды и пришла к Педагогической мастерской, с которой познакомилась благодаря коллегам из Петербурга.
Конечно, прежде чем применять её в работе, «прошла через» десять мастерских по различным предметам, преподаваемым в школе. А затем пришла к выводу, что данную технологию можно успешно использовать и при проведении родительских собраний, и педагогических советов, и семинаров для руководителей города. В результате появился проект «Создание Педагогической мастерской на базе общеобразовательной школы», автор которого был удостоен первого места в конкурсе, а школа получила грант Правительства Московской области.
Позже, работая доцентом в ГОУ Педагогическая академия, применяла эту технологию на курсах повышения квалификации и переподготовки слушателей. И всюду один и тот же результат – только благодарность за помощь педагогам и руководителям в использовании эффективных образовательных технологий.
Таким образом, я убедилась в том, что эта технология может быть успешно использована на разных уровнях работы не только в школе, но и в высшем учебном заведении.
Известно, что Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.
Обучающийся способен строить свои знания самостоятельно и в совместном поиске. Деятельность мастера опирается на ряд принципов:
– создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);
– работает вместе со обучающимися, так как мастер равен ученику в поиске знания (субъект – субъекные отношения);
– не торопится отвечать на вопросы;
– необходимую информацию подает малыми дозами;
– исключает официальное оценивание работы, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки и ее изменения, самокоррекции;
– продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Важен
не только и не столько результат, сколько сам процесс.
Один из главных принципов мастерской – принцип выбора вида деятельности, способа предъявления результата.
Алгоритм процесса в мастерской:
I. «Индуктор»:
ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого обучающегося, создание личного отношения к предмету обсуждения. (Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания – чаще неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, личностное.) Важны подбор и подача индуктора.
II. Работа с материалом:
1. «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
2. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.
3. «Социализация» – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
4. «Афиширование» – вывешивание работ обучающихся (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними.
5. «Разрыв» – внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.
III. «Рефлексия»:
самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Начинается работа в мастерской с текстом, красками, звуками, моделями, схемами.
Предусматривается множество заданий, «подсказок», которые будут предложены в тот момент, когда возникнет необходимость.
Учитель-мастер предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.
«Открытия» ждут всех участников мастерской.
Сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новыми, которые обучающийся выстроил сам, он испытывает этот «разрыв», таким образом прежде всего восходит к самому себе, к своему «я», раскрывается, растет, верит в свои возможности.
Предлагается материал (тексты в сжатом виде) для работы в мастерской с руководителями образовательных учреждений по теме «Школа ХХ1 века».
Материалы по педагогике:
Примерный конспект урока профессионального обучения по теме «Хохломская
роспись»
Тема: Хохломская роспись. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи: 1. Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения. 2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру. 3. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. 4. Формировать ...
Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на
уроке "Безопасность жизнедеятельности"
Теоретический урок (лекционный), длительностью 45 минут. По дисциплине "Основы охраны труда" на тему "Воздушная среда и ее роль в создании благоприятных условий труда". Цель урока: "Определить уровень сформированности у обучаемых базовых знаний, умений; сформировать предста ...
Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол
Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике волейбола, между обучением тактике и технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений. Чтобы эффективно и рационально использовать в спортивной подготовке юных волейб ...