BriefEducation
Образование: теория и практика » Инновационные технологии - залог успеха деятельности современной школы

Инновационные технологии - залог успеха деятельности современной школы

В период модернизации образования особенно возрастает значимость инновационных процессов в школах разного типа, ведущая роль в которых, несомненно, принадлежит педагогам.

На современном этапе в условиях реформирования образования увеличивается роль качества инновационной деятельности школы, в частности, использование эффективных образовательных технологий.

В связи с этим хотелось бы поделиться опытом применения технологии Педагогическая мастерская в школе – на уроках русского языка и литературы, классных родительских собраниях, педагогических советах, семинарах для руководителей образовательных учреждений – и в высшем учебном заведении на курсах повышения квалификации и переподготовки для руководителей и педагогов образовательных учреждений.

Работая в школе заместителем директора по научной работе, я не могла не использовать в своей деятельности современные образовательные технологии. Так однажды и пришла к Педагогической мастерской, с которой познакомилась благодаря коллегам из Петербурга.

Конечно, прежде чем применять её в работе, «прошла через» десять мастерских по различным предметам, преподаваемым в школе. А затем пришла к выводу, что данную технологию можно успешно использовать и при проведении родительских собраний, и педагогических советов, и семинаров для руководителей города. В результате появился проект «Создание Педагогической мастерской на базе общеобразовательной школы», автор которого был удостоен первого места в конкурсе, а школа получила грант Правительства Московской области.

Позже, работая доцентом в ГОУ Педагогическая академия, применяла эту технологию на курсах повышения квалификации и переподготовки слушателей. И всюду один и тот же результат – только благодарность за помощь педагогам и руководителям в использовании эффективных образовательных технологий.

Таким образом, я убедилась в том, что эта технология может быть успешно использована на разных уровнях работы не только в школе, но и в высшем учебном заведении.

Известно, что Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Обучающийся способен строить свои знания самостоятельно и в совместном поиске. Деятельность мастера опирается на ряд принципов:

– создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);

– работает вместе со обучающимися, так как мастер равен ученику в поиске знания (субъект – субъекные отношения);

– не торопится отвечать на вопросы;

– необходимую информацию подает малыми дозами;

– исключает официальное оценивание работы, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки и ее изменения, самокоррекции;

– продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен

не только и не столько результат, сколько сам процесс.

Один из главных принципов мастерской – принцип выбора вида деятельности, способа предъявления результата.

Алгоритм процесса в мастерской:

I. «Индуктор»:

ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого обучающегося, создание личного отношения к предмету обсуждения. (Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания – чаще неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, личностное.) Важны подбор и подача индуктора.

II. Работа с материалом:

1. «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

2. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

3. «Социализация» – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

4. «Афиширование» – вывешивание работ обучающихся (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними.

5. «Разрыв» – внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.

III. «Рефлексия»:

самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Начинается работа в мастерской с текстом, красками, звуками, моделями, схемами.

Предусматривается множество заданий, «подсказок», которые будут предложены в тот момент, когда возникнет необходимость.

Учитель-мастер предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.

«Открытия» ждут всех участников мастерской.

Сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новыми, которые обучающийся выстроил сам, он испытывает этот «разрыв», таким образом прежде всего восходит к самому себе, к своему «я», раскрывается, растет, верит в свои возможности.

Предлагается материал (тексты в сжатом виде) для работы в мастерской с руководителями образовательных учреждений по теме «Школа ХХ1 века».

Материалы по педагогике:

Связь речи и мышления
Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна ...

Болонский процесс: сущность и содержание
25 мая 1998 г. с подписанием «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» на праздновании 800-летия Университета Сорбонныначался новый этап европейского интеграционного строительства в сфере высшего образования. Впервые за всю историю европейской интегр ...

Организация восприятия пейзажа детьми дошкольного возраста
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru