BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Состояние правового образования в школах России

Состояние правового образования в школах России

Страница 3

Что же составляет содержание УМК по праву?

Первая составляющая - это концепция курса "Основы правовых знаний" для учащихся 7-11 классов. По замыслу авторов и участников проекта, право (если мы действительно хотим жить в правовом государстве) должно входить в школу не фрагментарно, а в качестве полноценного учебного предмета, целостного, концептуально проработанного, оснащенного соответствующим комплектом пособий. Предложенная концепция курса дает ответы на ряд важнейших вопросов правового образования в современной школе, в частности: можно ли решить задачи правового образования личности в рамках одного, пусть даже самого хорошего курса, какой должна быть модель правового образования личности, и какие методики ей будут адекватны, на какие ценности права должно быть ориентировано содержание правового образования и ряд других. Суть данной концепции кратко можно выразить следующим образом - отказ от юридического догматизма, приоритет практического права.

Вторая составляющая УМК по праву - это программы, учебники, пособия, практикумы, хрестоматии для учащихся 7-11 классов. Заметим, что все учебные материалы имеют одно название - "Основы правовых знаний", а напечатаны они издательством "вита-пресс".

Вот, например, учебник "Основы правовых знаний" для учащихся 8-9 классов (Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. и др.). Он состоит из двух частей. Книга сертифицирована, имеет гриф Министерства образования РФ и Министерства юстиции РФ. Что сразу привлекает в учебнике, так это многообразие и богатство методического аппарата. Он занимает не менее одной трети от общего объема. В методический аппарат входят различные по уровню сложности вопросы и задания, в том числе творческого, поискового, тестового характера. Здесь же словарь к каждому уроку, что удобнее, нежели общий словарь в конце учебника. Более того, каждый урок начинается с описания ситуации, прямо относящейся к теме и ее основным понятиям. Это сразу настраивает на практическое, живое применение правовых знаний. Основной текст урока помогает найти верный ответ для объяснения или разрешения (в случае конфликтности) правовой ситуации. Кроме того, в учебнике много логических схем и юмористических рисунков, что значительно облегчает усвоение учебного материала. И все-таки, главное достоинство учебника - это сам текст, который написан живым языком, профессионально и в то же время доступно, он легко читается и усваивается, поскольку богат понятными примерами и конкретными фактами из реальной жизни.

Следующая составляющая нового УМК по праву - это методические пособия. Уже опубликованы пособия для учителей к учебникам для 7 и 8-9 и 10-11 классов. Надо заметить, что жанр поурочных методических пособий для учителей одно время испытывал настоящий кризис. Классические "методички" (например, поурочная методика Годера по истории древнего мира) были привязаны к почти неизменным программам и учебникам. В условиях вариативного обучения, многообразия программ и, конечно, расцвета методического мастерства самих учителей, казалось бы, поурочная методика уходит в прошлое. Однако это не так, если методика адекватна современной модели образования личности.

Сегодня основные методические инновации педагоги связывают с применением активных или интерактивных методов обучения. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает для каждого ученика комфортные условия обучения.

Чем интересны методические пособия по курсу "Основы правовых знаний" для 7, 8-9 и 10-11 классов? Прежде всего, культурой подачи материала, тем, что учителю в ненавязчивой форме предлагается общий контур каждого занятия, даны примерные вопросы для проведения лекции, беседы или практикума, и всякий раз подчеркивается, что за учителем признается право сделать выбор своего варианта проведения урока, учитывая личный опыт и уровень подготовки учащихся.

Важно и то, что методика нацеливает учителя на создание на уроке правовой атмосферы, уважения личности ребенка, активное вовлечение каждого ученика в процесс познания. Большое внимание в данной методике отведено описанию приемов организации индивидуальной, парной и групповой работы, в ходе которой у обучаемого формируется своя точка зрения, и в то же время развиваются навыки партнерства, воспитывается готовность к сотрудничеству.

Интересны данные пособия еще и тем, что предложенная методика позволяет учить детей критически мыслить, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми. Авторы не раз ссылаются на американскую методику критического мышления и детально описывают ее основы и отдельные методические приемы. Эта методика получила самую высокую оценку учителей-практиков, работающих по данной технологии не только в нашей стране, но и ряде других государств.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru