BriefEducation
Образование: теория и практика » Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала » Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала

Страница 1

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Развивающая программа состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей.

Цель программы: развить произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала.

Задачи:

формирование произвольности внимания;

развитие познавательных процессов дошкольника;

развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

создание положительного эмоционального настроя;

способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Целевая аудитория: старшие дошкольники.

Форма проведения: групповые занятия по 20 – 30 минут два раза в неделю, всего 14 занятия. Программа рассчитана на семь недель. Группа 10 - 15 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Предмет коррекции: произвольная сфера старшего дошкольника и внимание.

Перед началом цикла и по его окончанию предполагается диагностика произвольного внимания старшего дошкольника.

Формы и методы представления занимательного материала:

Совместная игра воспитателя с ребенком;

Самостоятельная деятельность детей;

Математические праздники и развлечения;

Занятия (в соответствии с учебным расписанием);

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

Чтение математических сказок.

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

Игры шашечного ход

Шашки, шахматы.

Головоломки. Головоломки с палочками.

Разнообразные лото.

Рамки вкладыши.

Блоки Дьениша.

Палочки Кьюзенера.

Игры на классификацию.

Мозаики.

Строительные наборы.

Игры на составление узоров.

Лабиринты.

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.

Игры для ориентировки на листе бумаги.

Игры на передвижение.

Игры В. Воскобовича.

Настольно-печатные игры.

Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Математические сказки.

Этапы занятий: I - ориентировочный; II - реконструктивный; III - закрепляющий.

Ожидаемые результаты:

снижение отрицательного эмоционального фона ребенка;

приобретение навыков общения с детьми, умения необходимого для адекватного поведения в обществе;

развитие речи и мелкой моторики;

развитие познавательных процессов, произвольной сферы и внимания.

Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя методики: оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста и исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).

Принципы программы:

учет индивидуальных особенностей, психического здоровья, проблем в развитии;

постепенность развивающе - коррекционного процесса;

игровая форма проведения занятий;

системность проведения занятий, непрерывность;

свободное выражение своего «Я»;

положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;

преемственность.

Структура занятий по развитию произвольного внимания представлена в Приложении 2. Развернутая программа занятий по развитию произвольного внимания старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала представлена в Приложении 3.

Таблица 2

Программа занятий по развитию произвольного внимания старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала

занятия

Цель

Игры, упражнения

1

Развитие внимания, творческих способностей и образного представления, пространственных представлений и мелкой моторики.

Психогимнастика «Наши пальчики устали…»

Дидактическая игра. «Отгадай число»

Дидактическое упражнение «Строители», «Опиши друга»

2

Развитие внимания, логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Психогимнастика «Наши пальчики устали…»

Дидактическая игра «Смешанный лес»

Дидактическое упражнение «Числовой ряд»

3

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа.

Развитие произвольного внимания, логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Психогимнастика «В магазине зеркал»

Дидактическая игра «Что где лежит»

Дидактическое упражнение «Выкладывание узора из мозаики»

4

Развитие произвольного поведения, внимания, воображения, образного восприятия и мелкой моторики.

Психогимнастика «В магазине зеркал»

Дидактическая игра «Найди мяч»

Дидактическая игра «Нанизывание бусинок»

5

Развитие речи и мышления, произвольного поведения, внимания, наблюдательности и формирование произвольного поведения, логического мышления и активизации речевой активности.

Психогимнастика «Смотри на руки»

Дидактическая игра «Найди дорожку»

Дидактическое упражнение «Назови число»

6

Развитие быстроты и гибкости мышления, формирование произвольного поведения.

Психогимнастика «Смотри на руки»

Дидактическая игра «Найди тень»

Дидактическая игра «Удочка»

7

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

Психогимнастика «Слушай команду»

Дидактическая игра «Воспризведение геометрической фигуры»

Дидактическое упражнение «Срисовывание по клеточкам»

8

Развитие мышления, образного представления, внимания, наблюдательности и формирование произвольного поведения, логического мышления и активизации речевой активности.

Психогимнастика «Слушай команду»

Дидактическое упражнение «Только одно свойство»

Дидактическое упражнение «Найди два одинаковых предмета»

9

Развитие речи воспитанников, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Психогимнастика «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики …»

Дидактическая игра «Сколько взять конфет»

Дидактическая игра «Лото»

10

Развитие устойчивости внимания, произвольного поведения, логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Психогимнастика «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики …»

Дидактическая игра «Выкладывание палочек»

Дидактическое упражнение «Логика»

11

Развитие пространственных представлений наблюдательности и внимания воспитанников, формирование произвольного поведения.

Психогимнастика «Сантики-фантики-лимпопо»

Дидактическая игра «Найди отличия»

Дидактическая игра «Найди два одинаковых предмета»

12

Развитие устойчивости внимания, произвольного поведения, мелкой моторики и усидчивости.

Психогимнастика «Сантики-фантики-лимпопо»

Дидактическая игра «Домино»

Дидактическая игра «Удочка»

13

Развитие пространственных представлений наблюдательности и внимания воспитанников, формирование произвольного поведения.

Психогимнастика «В лесу растут деревья»

Дидактическая игра «Собери фигуру»

Дидактическая игра «Найди героев передачи»

14

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

Психогимнастика «В лесу растут деревья»

Дидактическая игра «Найди шесть отличий»

Дидактическое упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Восточный разряд Казанского университета
В первой половине XIX века Казанский университет бесспорно являлся крупным научным центром России. Развитие капиталистических отношений, включение в состав России Закавказья и северных районов Средней Азии, освоение русскими переселенцами просторов Сибири и выход к границам Китая и берегам Тихого о ...

Пословицы как жанр фольклора
М. Шолохов писал, что «величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не ...

Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru