BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка

Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка

Страница 1

Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: "В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие". А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. В связи с появлением и развитием апперцепции (влияния на восприятие собственного опыта) восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, в нем выделяются произвольные действия (наблюдение, рассматривание, поиск), что в свою очередь оказывает влияние на речевое развитие ребенка. Это позволяет активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности.

Развитие воображения у детей прогрессирует от схематичных и бедных содержанием на младшей ступени возраста к началу творческого воображения у старших дошкольников, что позволяет им самостоятельно придумывать, сочинять сказки, рассказы, окончание сюжета картин, т.е. оперировать словом.

Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией в процессе познания слова и проходит большой путь своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна, интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической. В четырехлетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в других видах деятельности, поскольку они нужны и в игре, и во время занятий и т.д. В старшем дошкольном возрасте произвольная память проходит основной путь своего развития, что позволяет надолго удерживать слово в памяти, увеличивать словарный запас, осуществить переход от речи ситуативной к контекстной, от диалогических форм речи к монологической.

В детском возрасте происходит переход от ситуативной речи, особенно характерной для маленького ребенка, к речи контекстной, преобладающей с 3-х летнего возраста и характерной для старших дошкольников.

С.Л. Рубинштейн вводит два понятия: понятие "ситуативной речи" и понятие "контекстной речи". В терминологии автора "ситуативная речь" ребенка - это то же самое, что термин конситуативная речь в современных концепциях развития речи. Это речь, понятная другому, благодаря той наглядной и конкретной ситуации, в которой осуществляется акт высказывания. "Контекстная речь" - это связная речь, которая сама по себе контекст; она должна быть понятна вне зависимости от той ситуации, когда имеет место данный ревой акт. "Контекстная речь" появляется у ребенка в ситуации, когда он должен построить связный рассказ о каком-либо событии, которое происходит не на глазах у слушающего, - будь то пересказ прочитанной сказки или случая, который произошел с ребенком накануне. Контекстной речи, считает автор, ребенка надо учить.

Таким образом, на основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи, определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка.

Своего наивысшего развития мышление достигает к концу старшего дошкольного возраста. Благодаря развитию мышления, памяти, воображения и восприятия меняется возможность ребенка оперировать со словом и познавать его значение. На разных этапах развития ребенка за значением стоят различные формы обобщения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Мультимедиа курсы как наиболее эффективные средства изучения дисциплин в вузах
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...

Виды заикания, причины возникновения
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее ...

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru