BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка

Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка

Страница 2

В результате в развитии речи дошкольника можно выделить несколько линий:

развитие от диалогических форм речи к монологической,

от речи ситуативной к речи контекстной и объяснительной,

формирование интеллектуальной функции речи, планирующей и регулирующей практическое действие ребенка.

Взгляд на слово как на "феномен мышления" определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Оно тесно связано с развитием познавательной деятельности и с накоплением представлений об окружающей жизни с формированием элементов понятийного мышления.

Проанализировав лингвистическую, психологическую и педагогическую литературу по теме выпускной работы можно констатировать следующее:

1. Взаимосвязь психических процессов, происходящих в онтогенезе ребенка с раннего до старшего дошкольного возраста, оказывает огромное влияние на лингвистический аспект речевого развития: освоение детьми значения слов, накопление активного и пассивного словаря, расширение которого очень важно по всем группам слов, в том числе и устаревшим. Ведущая роль при этом принадлежит процессу мышления.

2. Основные механизмы формирования значения слова на ранних этапах развития речи ребенка, которые определяются следующими ступенями:

ситуативная закрепленность;

предметная соотнесенность (денотативное значение);

понятийная соотнесенность (синификативное значение).

На следующих этапах рассмотрели, как идет формирование сигнификативных значений слова, т.е. возникновение собственного значения слова, понимаемого как совокупность лексико-семантических вариантов. Значения детских слов динамичны.

3. На ранних этапах в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия, является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка.

Знание лингвистических особенностей освоения детьми значения слов и психологических процессов, участвующих в этом необходимы нам для выявления в следующей главе особенностей толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста через констатирующий эксперимент (опрос детей), анализ продуктов детской деятельности и анкетирование родителей и педагогов ДОУ.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности. В науке проблемой периодизации дошкольного воз ...

Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение ...

Сущность социолингвистической компетенции
Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способ ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru