Цель – разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.
На основании вышеизложенных фактов учителю в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:
- знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
- при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;
- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
- постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;
- дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.
Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется:
- оживлять уроки математики, элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
- использовать всестороннее воздействие средств искусства;
- побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
- использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;
- рекомендовать дополнительную литературу.
В области внеклассной работы предлагается:
- конкурсы смекалки;
- познавательные игры, игры – путешествия.
Таким образом, данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.
Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.
Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.
Материалы по педагогике:
Аутентичный видеофильм
Как уже было замечено выше, владение СЛК в устном общении предполагает овладение коммуникантом не только языковыми, но и неязыковыми средствами общения, а также способность выбирать и использовать их в соотнесении с конкретной коммуникативной ситуацией и социокультурными нормами стран изучаемого яз ...
Концепции использовании технологий стерео визуализаций в преподавании
физики
В отношении средств создания объемных изображений была использован общий подход к использованию новых возможностей мультимедиа, информационных и телекоммуникационных в образовании, сформулированный еще в 1999 году и состоящий в признании целесообразности применения новых технологий лишь в тех случа ...
Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины
«Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...