BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие познавательных интересов на уроках » Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

Страница 3

Цель – разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

На основании вышеизложенных фактов учителю в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:

- знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

- при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

- постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

- ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

- дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется:

- оживлять уроки математики, элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

- использовать всестороннее воздействие средств искусства;

- побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

- использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;

- рекомендовать дополнительную литературу.

В области внеклассной работы предлагается:

- конкурсы смекалки;

- познавательные игры, игры – путешествия.

Таким образом, данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.

Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Влияние занятий плаванием на здоровье детей
Плавание - способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и вод ...

Образовательная среда
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры (В.И. Слободчиков). Идеи развития человека в определенной социокультурной образовательной среде обстоятельно разрабатываются как в зарубежной псих ...

Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре
Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интере ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru