BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Университетский сектор высшего образования

Университетский сектор высшего образования

Страница 2

Таким образом, в середине 1970-х годов во Франции была создана структура университетского образования, основанная на трех циклах. Каждый цикл завершался присуждением диплома и степени. При этом второй цикл имел внутри промежуточную степень лиценциата (bac+3), а третий цикл оказался поделен на две части.

Особое место в университетском образовании длинного цикла занимают университетские профессиональные институты (IUP) и инженерные школы. IUP были созданы в 1991 году. Студенты поступают в эти институты, имея за спиной год обучения в университете, и учатся в них три года. Обучение в этих учреждениях ориентировано на получение профессии, причем упор делается на сочетание образования с практикой. При этом после каждого года обучения студенты получают университетские степени и дипломы: DEUG, лиценциат и мэтриз. Однако профессиональную квалификацию и звание «старшего инженера» выпускники IUP получают только по окончании обучения. Что касается инженерных школ, то ими принято обозначать как сами школы, являющиеся частью университетов, так и инженерные и научно-технические подразделения университетов. Кроме того, инженерные школы иногда являются частью IUP. Обучение в инженерных школах начинается на разных уровнях высшего образования (существует несколько вариантов инженерного образования). В зависимости от предшествовавшего уровня обучение длится от двух до пяти лет и завершается выдачей государственного диплома инженера (Ingénieur diplômé par l'Etat) уровня bac+5, или других видов инженерных дипломов аналогичного уровня.

Также в университетах существует короткий учебный цикл, предполагающий два года обучения после получения степени бакалавра. Обучение короткого цикла направлено на приобретение конкретной профессиональной квалификации, позволяющей обладателю соответствующего диплома занять рабочее место по специальности. Первым шагом к созданию короткого цикла университетского образования стало учреждение в 1961 г. двухлетнего диплома высшего технического образования. В 1984 г. ему на смену пришел диплом о технологическом университетском образовании (DEUST). DEUST позволяет его обладателю как выйти на рынок труда, так и продолжить свое обучение на втором цикле университетского образования, либо в школах неуниверситетского сектора. Также университетское образование короткого цикла можно получить в университетских технологических институтах (IUT), созданных в 1966 г. Обучение в IUT направлено на подготовку специалистов высшей квалификации в технических областях. Оно завершается получением университетского технологического диплома (Diplome universitaire de technologie, DUT). Развитие университетских технологических институтов позволило увеличить доступ к высшему образованию и удовлетворить растущий спрос рынка труда на техников и технологов, потребность в которых постоянно возрастала в связи с развитием наукоемких производств, внедрением во все сферы деятельности компьютеров и других информационных технологий.

Университетский сектор по числу студентов преобладает над неуниверситетским, хотя его доля имеет тенденцию к сокращению: если в 1990/91 уч. гг. в нем училось 68,9 % всех студентов, то в 2002/2003 уч. гг. – 64,4%. Кроме того, в начале XXI века его рост в абсолютных показателях прекратился и стабилизировался вокруг отметки 1 млн. 400 тыс. студентов.

Доступ в университеты формально открыт для всех обладателей диплома бакалавра (bac). На практике университеты применяют некоторые вступительные механизмы отбора, так как число желающих обучаться в университете зачастую превышает число вакантных мест. В частности, университеты отдают предпочтение абитуриентам с дипломом общего и технологического бакалавра. Однако основной отбор происходит уже в процессе обучения. При этом число отсеянных достаточно велико: 400 тыс. вавшись вокруг отметки инских школах выдается диплом или сертификат государственного образца.мов и степеней. _ так, до второго года обучения французского университета добирается, по данным на 2002 г., только 47,5 % от поступивших (особенно низок этот показатель у медиков и фармацевтов – 14,5 и 27,6 % соответственно), при этом на первый курс возвращается 30,1 %, (8,1 % из них меняют свою специальность). 16,4 % меняют тип учебного заведения, а 6 % покидают образовательную систему. Специальные механизмы отбора введены между вторым и третьим циклом университетского образования, при поступлении в докторантуру, а также при выборе особых видов мэтриз. Что касается университетских институтов и школ, то в большинстве из них существуют вступительные конкурсы (экзамены, конкурс досье).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Единая образовательная информационная среда университета
Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе ...

Понятие алгоритмического исполнителя
Под алгоритмом понимают точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. Указание на выполнение каждого отдельного действия будем называть командой. К понятию алгоритма примыкает ...

Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР
На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Каждому ребенку нужно обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально- ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru