Увидев, что в данной таблице две строки, учащиеся пытаются выявить определенное правило в каждой из них, выясняют, на сколько одно число больше (меньше) другого. Для этого они выполняют сложение и вычитание. Не обнаружив закономерность в верхней строке, они пытаются анализировать данную таблицу с другой точки зрения, сравнивая каждое число верхней строки с соответствующим (стоящим под ним) числом нижней строки. Получаем: 4<5 на 1; 6<7 на 1; 9>8 на 1; 3>2 на 1. Если под числом 8 записать число 9, а под числом 6 – число 7, то имеем: 8<9 на 1; 6<7 на 1, значит 5>□ на 1; □>4 на 1.
Прием сравнения играет особую роль в организации продуктивной деятельности шестилеток в процессе обучения математики. Формирование умения пользоваться этим приемом надо осуществлять поэтапно, ориентируясь на такие этапы:
выявление признаков или свойств одного объекта;
установление сходства различия между признаками двух объектов;
выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов.
В качестве объектов можно использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо знакомых детям, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления.
Для организации деятельности учащихся, направленных на выявление того или иного признаков, можно сначала предложить такой вопрос:
- Что вы можете рассказать о предмете? (яблоко большое, красное; тыква желтая, большая, с полосками, хвостиком; круг – большой, зеленый; квадрат – маленький, желтый).
В процессе работы учитель знакомит детей с понятиями «размер», «форма» и предлагает им следующие вопросы:
Что вы можете сказать о размерах (формах) этого предмета?
В чем сходство и различие этих предметов? – что изменилось?
Возможно познакомить их с термином «признак» и использовать его при выполнении заданий: «Назови признаки предмета», «Назови сходные и различные признаки предметов».
Умение выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы ученики переносят на математические объекты.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в подготовительном классе нужно использовать метод наблюдений. В процессе наблюдений ученики анализируют, сравнивают, делают вывод. Полученные таким образом знания являются более осознанными и лучше усваиваются.
Для того, чтобы дети умели последовательно излагать свои мысли, переходя от одного суждения к другому, с первых шагов обучения следует учить их рассуждать. Необходимо, чтобы результаты своих наблюдений дети фиксировали с помощью математической записи. Например: на одной чашке весов гиря в 3 кг, а на другой в 2 кг. Затем на каждую чашку весов добавляются гири по 5 кг. Ход рассуждений фиксируется в записи: 3>2, 3+5>2+5, 5=5. Данное задание позволяет организовать наблюдения учащихся, в процессе которого они самостоятельно приходят к выводам.
Ученик должен осознать практическую значимость сравнения, т. е. сравнение должно быть решением той или иной задачи. С целью проведения работы в данном направлении учитель может использовать следующие задания:
6 + 1 = 7. Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить не 7, а 8?
Материалы по педагогике:
Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса в свете Интернет-экзамена
ФЭПО
В мае 2005 года разработаны так называемые Европейские стандарты и руководства для систем гарантии качества высшего образования, которые утверждены советом министров европейских стран, отвечающих за образование. Один из руководящих принципов звучит так: в вузах должны разрабатываться системы, помог ...
Понятие социально-педагогической
поддержки
Понятие "поддержка" введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги ...
Особенности развития основных видов движений у детей
среднего дошкольного возраста
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи, одной из которых является - формирование двигательных умений и навыков. Благодаря пластичности нервной системы двигательные умения и навыки формируются у детей сравнительно легко. Большинство движ ...