сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые).
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) были выделены следующие требования к творческим заданиям:
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов учащихся.
Многие занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игра это один из основных методов, используемых для развития творческих способностей, и называют этот метод «игровая терапия». Наряду с этим методом известны такие как:
Сказкотерапия
Арттерапия
Креативная визуализация
Цветотерапия
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
МПиО (метод проб и ошибок)
Метод мозгового штурма
В данном исследовании мы использовали методы: игровой терапии, сказкотерапию и элементы других методик.
Сказкотерапия - ещё один из основных методов, который мы применяем в работе по развитию творческого потенциала детей и развития их творческих способностей.
В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи»
Сказка будит эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе - игра творческих сил народного духа.
Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны .
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируется детское воображение, дети действительно начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит, начинают творить, становятся почти волшебниками. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения. Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы.
Материалы по педагогике:
Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация
Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объект ...
Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического
воспитания и спорта
Обозначим последовательность формирования профессиональных умений педагога по физической культуре: дидактические основы физического воспитания и спорта — базовые физкультурно-спортивные виды (спортивные игры: волейбол) — теоретико-методические основы обучения профессии педагога по физической культу ...
Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...