BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики » Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня умения обобщать у младших школьников

Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня умения обобщать у младших школьников

Страница 1

В предыдущей главе исследования удалось выявить, что для успешного развития умения обобщать младший школьник должен уметь:

· выделять признаки объектов;

· отделять существенные признаки от несущественных;

· правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено;

· выделять операции, входящие в прием, и раскрывать их последовательность.

Цель:

проверить

определить уровень сформированности умения обобщать у младших школьников.

Материал

: диагностические методики.

Констатирующая часть проходила в 2 этапа:

· проведение диагностики;

· обработка результатов.

Проведение диагностирующих методик проходило во Второй Санкт-Петербургской гимназии в 3 «А» классе. Классный руководитель Иванова Лариса Николаевна. В эксперименте приняло участие 27 учеников данного класса.

Критерии уровней развития обобщения по П. Я. Гальперину:

1. Низкий уровень:

· Не выделяет признаки объектов;

· Не отделяет существенные признаки от несущественных;

· Не может объяснить, как выполнено обобщение;

· Не выделяет операций, входящих в прием.

2. Средний уровень:

· Выделяет не все признаки объектов;

· Выделяет не все существенные признаки;

· С трудом объясняет, как выполнено обобщение;

· Выполняет обобщение не всегда правильно или недостаточно самостоятельно.

3. Высокий уровень:

· Выделяет все признаки объектов;

· Отделяет существенные признаки от несущественных;

· Правильно выполнит обобщение;

· Раскрывает последовательность операций, входящих в прием.

Результаты проведенных методик:

Таблица с обработанными результаты диагностики «Четвертый лишний» в приложении 1.

Обработка 1 теста «Четвертый лишний» показала следующие результаты:

по инструкции максимальное количество баллов за этот тест – 18. Градация уровней обобщения данного теста показала, что высокий уровень способности к обобщению наблюдается у 5 учеников, что соответствует 18,5% численности класса, средний уровень показали 19 учеников, что соответствует 70, 3 %. Низкий уровень у 3 учеников или 11, 1% учащихся. Средний уровень способности к обобщению составил 12,3 балла, что соответствуют 68, 3 % от максимального уровня, это больше ½, но все-таки не является соответствующим показателем для потенциала данного класса.

Обработка теста №2 «Обобщения-2009» показали следующие результаты:

В этом тесте определялся уровень обобщения и понятийного мышления. Результаты показали, что высоким уровнем операции обобщения овладело 13 учеников класса, что составляет большинство, а именно 48, 1% от всех учеников класса. Средний уровень у 12 учеников или 44, 4%. Низкий уровень у 2 учеников класса, что составляет 7, 4 % учеников. Средний балл в классе составляет 18, 3 или 61 %, что является хорошим результатом. В принципе можно судить. Что основная масса учеников справилась с заданием определения обобщающего понятия для группы слов.

Результаты заключительной диагностики ШТУР показали уровень сформированности различных операций логического мышления (таблица с обработанными результатами диагностики ШТУР в приложении 3). Как говорилось в 1 главе, формирование обобщения взаимосвязано с другими мыслительными операциями, поэтому результаты данного теста нам также важны.

Нормой для данного теста был показатель свыше 10, 5 балла – такой результат удалось показать 21 ученику в классе, что составляет 77, 7 % от общего числа учащихся в классе, причем 1 ученик показал высокий уровень сформированности логических операций – 25 баллов – этот результат уступает 1 балл максимальному результату за этот тест. Не удалось превысить планку в 10, 5 баллов 6 ученикам, что составляет 22, 2 % от общего количества учеников в классе. Данным ученикам тяжело дались задание на составление аналогий и осведомленность. Констатируя средний результат по классу, нужно отметить, что он составил 18, 3 балла, что намного превосходит результат, достаточный для определения нормы в данном возрасте – 10, 5 б.

Проанализировав результаты констатирующего этапа, можно судить о том, что гипотеза подтвердилась: учитывая высокий уровень подготовки школьников, обучающихся в гимназии, мы предположили, что уровень овладения умением обобщать у школьников находится на среднем уровне, но не исключено, что проведение данных диагностик на испытуемых средней школы покажет результат ниже.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Формирование нравственной культуры учащихся УНПО как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это вну ...

Роль кафедры в деятельности вуза
Кафедра - основное учебно-научное подразделение факультета и университета. Учебная и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи - подготовке высококвалифицированных специалистов широкого университетского уровня. Вся деятел ...

Особенности личностного развития одаренных детей
При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru