BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня » Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня

Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня

Страница 1

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции; сопоставить уровень развития языковых средств с их актуальным использованием в речевом общении.

Важно также выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость и целенаправленность внимания, его интересы и склонности.

Непосредственному обследованию речи предшествует проверка интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективными для обследования интеллектуального развития являются следующие приемы:

проверка счетных операций, особенностей конструктивной деятельности,

умения классифицировать предметы и делать простейшие логические обобщения.

При выполнении этих видов деятельности учитываются интерес, устойчивость внимания ребенка, критичность в оценке результатов работы. Для детей с значительными нарушениями интеллектуального развития характерно: частое отвлечение на другой объект, уход от решения поставленной задачи, стереотипность действий, некритичность в оценке результатов.

Необходимо учитывать, насколько существенной оказывается помощь логопеда, способен ли ребенок использовать приемы, отработанные с логопедом, при выполнении аналогичных заданий на другом материале. При анализе различных заданий учитывается не только результат, но и способы их выполнения.

1. При обследовании счета и счетных операций следует ориентироваться на программные требования массового детского сада соответствующей или младшей возрастной группы.

2. При изучении конструктивной деятельности интеллектуальные возможности ребенка можно определить, предлагая ему пирамиды, матрешки (4—6—8-составные), складывающиеся кубики и другие разборные игрушки. При этом проверяется умение разбирать и собирать их, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, производить отбор нужных частей в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

3. Для этих же целей с успехом используются и такие задания, как «почтовый ящик», «разрезные картинки», «четвертый лишний». С их помощью у детей проверяется, насколько развиты произвольное внимание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотнести объемную и плоскостную форму.

В процессе обследования необходимо проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприятие целого предмета и выделение отдельных его частей, умение соотносить часть и целое, определить место той или иной части, подобрать недостающую, собрать из частей целое.

Для выявления уровня обобщения, умения сопоставлять предметы и их свойства, определять назначение предметов используется прием классификации предметов и исключения лишней картинки с изображением предмета, не относящегося к данной категории («Четвертый лишний»). Кроме того, с ребенком проводится беседа. Ее цель — выявить его общий кругозор, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: однословными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как он оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически); при выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью.

Учитывая своеобразие и некоторое отставание в развитии неречевых процессов у изучаемых детей целесообразно соотнести уровень выполнения заданий по названным видам деятельности с программными требованиями как соответствующей, так и ниже стоящей возрастной группы. Воспитатель может выборочно использовать основные разделы программы массового детского сада, акцентируя свое внимание как на результатах, так и на способах выполнения. В результате должно сложиться представление о дефекте каждого ребенка как со стороны речевой, познавательной деятельности, так и сенсомоторного развития, а также обоснование для планирования коррекционных занятий .

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методика разработки электронных практикумов
В современном мире постоянно происходило совершенствование системы образования. Происходит модернизация старых, поиск новых способов обучения, способных улучшить сделать образовательный процесс более эффективным. В настоящее время активно идут процессы внедрения в образовательный процесс компьютерн ...

Преподаватели французской системы образования
Становление системы подготовки преподавателей начальной и средней школ связано с законом Гизо 1833 г., который организовал в каждом департаменте нормальную школу (écoles normales). Эти школы просуществовали до 1991 г. (за исключением периода 1940–1944 гг., когда они были ликвидированы в Респ ...

Тренинг по развитию педагогического артистизма у учителей и у студентов педагогических колледжей
Тренинг по развитию педагогического артистизма у студентов педагогических колледжей (тренинг предполагает общение на английском языке, в тренинге также присутствуют задания, где требуется не вербальное общение). Тренинг лучше всего проводить в классе большого размера, со студентами в количестве 20 ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru