BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня » Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня

Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня

Страница 1

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции; сопоставить уровень развития языковых средств с их актуальным использованием в речевом общении.

Важно также выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость и целенаправленность внимания, его интересы и склонности.

Непосредственному обследованию речи предшествует проверка интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективными для обследования интеллектуального развития являются следующие приемы:

проверка счетных операций, особенностей конструктивной деятельности,

умения классифицировать предметы и делать простейшие логические обобщения.

При выполнении этих видов деятельности учитываются интерес, устойчивость внимания ребенка, критичность в оценке результатов работы. Для детей с значительными нарушениями интеллектуального развития характерно: частое отвлечение на другой объект, уход от решения поставленной задачи, стереотипность действий, некритичность в оценке результатов.

Необходимо учитывать, насколько существенной оказывается помощь логопеда, способен ли ребенок использовать приемы, отработанные с логопедом, при выполнении аналогичных заданий на другом материале. При анализе различных заданий учитывается не только результат, но и способы их выполнения.

1. При обследовании счета и счетных операций следует ориентироваться на программные требования массового детского сада соответствующей или младшей возрастной группы.

2. При изучении конструктивной деятельности интеллектуальные возможности ребенка можно определить, предлагая ему пирамиды, матрешки (4—6—8-составные), складывающиеся кубики и другие разборные игрушки. При этом проверяется умение разбирать и собирать их, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, производить отбор нужных частей в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

3. Для этих же целей с успехом используются и такие задания, как «почтовый ящик», «разрезные картинки», «четвертый лишний». С их помощью у детей проверяется, насколько развиты произвольное внимание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотнести объемную и плоскостную форму.

В процессе обследования необходимо проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприятие целого предмета и выделение отдельных его частей, умение соотносить часть и целое, определить место той или иной части, подобрать недостающую, собрать из частей целое.

Для выявления уровня обобщения, умения сопоставлять предметы и их свойства, определять назначение предметов используется прием классификации предметов и исключения лишней картинки с изображением предмета, не относящегося к данной категории («Четвертый лишний»). Кроме того, с ребенком проводится беседа. Ее цель — выявить его общий кругозор, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: однословными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как он оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически); при выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью.

Учитывая своеобразие и некоторое отставание в развитии неречевых процессов у изучаемых детей целесообразно соотнести уровень выполнения заданий по названным видам деятельности с программными требованиями как соответствующей, так и ниже стоящей возрастной группы. Воспитатель может выборочно использовать основные разделы программы массового детского сада, акцентируя свое внимание как на результатах, так и на способах выполнения. В результате должно сложиться представление о дефекте каждого ребенка как со стороны речевой, познавательной деятельности, так и сенсомоторного развития, а также обоснование для планирования коррекционных занятий .

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами
Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений неизвестны или неясны, поэтому таких детей необходимо тщательно и всесторонне обследовать, так как без точного диагноза невозможно разработать исчерпывающий план лечения. У ...

Единая образовательная информационная среда университета
Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе ...

Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, те ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru