Проблема перегрузки учащихся средних общеобразовательных школ, начиная с 90-х годов 20-го века, связанная с "утяжелением" учебных планов до предельно допустимых часов недельной нагрузки, с увеличением ее в гимназических, лицейских, классах с углубленным изучением предметов была зафиксирована и широко обсуждалась педагогической общественностью. Одним из путей решения данной проблемы явились "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-96). В "Гигиенических требованиях" была уменьшена предельно допустимая учебная нагрузка.
Однако возникла проблема объема задаваемых домашних заданий. Перегруженность учащихся может наблюдаться в школах в связи с желанием части учительства достижения лучших результатов по своему предмету путем задания домашней работы повышенного объема, не учитывающего общую загруженность учеников. Возникла необходимость выработки конкретных, ясных рекомендаций администрации школ, каждому учителю по объему домашних заданий в соответствии с допустимой недельной нагрузкой в данном классе данной школы и нормами выполнения домашних заданий.
При разработке методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися использовались следующие исходные данные:
Индивидуальный учебный план школы;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин 2.4.2. - 576-96 в части:
предельные нормы домашних заданий в различных параллелях;
трудности школьных предметов.
Описание результатов апробации предложенной методики на базе учебного плана средней школы № 28 г. Запорожье.
На первом этапе расчета получены данные по предельному времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) без учета трудности отдельных предметов. Эта норма составила: в начальной школе от 15 в 1 классе до 30 (35) минут в 3 (4) классах; в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.
На втором этапе полученные данные уточнялись в соответствии с трудностью каждого предмета. Поэтому временная норма на выполнение домашнего задания по отдельным предметам составила различные значения: от 11 до 51 минуты (на 1 урок).
В соответствии с учебным планом школы разработаны примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:
Предмет |
В минутах, по классам | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |
Русский язык |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
35 |
Литература |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
35 |
Иностранный язык |
35 |
- |
- |
- |
- |
- |
45 |
Математика |
40 |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
История |
30 |
- |
- |
- |
- |
- |
40 |
Физическая культура |
30 |
35 |
- | ||||
ОСЦ |
40 |
- |
- |
40 | |||
Историческое краеведение |
40 |
40 | |||||
Физика |
35 |
- |
- |
- |
40 | ||
Биология |
22 |
- |
- |
- |
- |
30 | |
Химия |
35 |
- |
- |
40 | |||
География (естествознание) |
25 |
- |
- |
- |
- |
30 | |
Астрономия |
30 | ||||||
Информатика |
35 |
45 | |||||
Профили |
45 |
Материалы по педагогике:
Дидактические игры как средство эстетического развития
младших школьников с нарушением интеллекта
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому ...
Классификация сказок
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...
Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что ...