При этом педагог должен уметь:
определять свое отношение к функциональным конфликтам, но при этом не вступать в межличностные конфликты;
занимать организационную, управляющую позицию по объединению необходимых людей (иногда родителей или других учителей, педагогов вуза), способствующих реализации права старшеклассника на достойное образование;
выходить за пределы конкретной школы и использовать ресурсы для поддержки учащегося.
Помощь. Эта тактика педагогической поддержки направлена на создание условий, при которых учащийся получает возможность готовиться к экзаменам в условиях эмоционального комфорта.
Тактика помощи в подготовке к ЕГЭ рассчитана на старшеклассников, которые сами блокируют свою активность, поскольку не могут справиться со страхом перед проверочной или контрольной работой как этапа подготовки к ЕГЭ. Образовательный эффект данной тактики состоит в том, что учащиеся, столкнувшись с проблемой, ощущают порой себя слабыми, но после самостоятельных действий и преодоления страха осознают себя не хуже других, понимают, что могут быть тоже успешными, как и другие учащиеся.
В ходе помощи учащийся убеждается, что он может обходиться при сдаче к ЕГЭ без посторонней помощи. Педагог эмоциональной поддержкой уменьшает остроту переживания допущенных ошибок. Важно отметить, что чем меньше педагог оказывает прямую помощь, тем больше ученик гордится собой и своими успехами.
Содействие. Главные условия перехода к данной тактике для нашего случая заключаются в том, что: ученик объективно и субъективно не становится «жертвой обстоятельств»; при подготовке к экзаменам у него отмечается достаточно стабильное эмоциональное состояние; его самооценка адекватна.
При тактике содействия, учитель сохраняет для учеников право свободного выбора и ответственности за этот выбор. При этом старшеклассник имеет возможность проверить свои силы, успешно двигаться в разрешении своих проблем с опорой на «могу». Результатом тактики содействия является появление уверенности в себе. У него создаются условия для самоопределения. При этом учащийся не испытывает волнений при получении низкой оценки или допущенной ошибки. Он знает, что её всегда можно исправить и в дальнейшем получить более высокий балл. Образовательная роль тактики содействия заключатся в том, что учащийся имеет возможность расширить представления о вариантах выбора, погружается в ситуацию анализа и самоанализа, конструирования и оценки ситуации; строит, осознает и аргументирует основания своего выбора, имеет возможность действовать в соответствии со своим выбором; фиксирует собственную ответственность за результат, получает конкретный опыт по итогам выбора своего поведения.
Роль содействия в том, что учитель не только занимает позицию слушающего, но и сдерживает сиюминутные намерения учащихся действовать, не обдумав, вовлекает его в процесс осмысления того, что он собирается сделать; постоянно интересуется мнением и отношением учащихся к решению проблемы; упрощает конструкцию ответов старшеклассников, уточняет их мнение; расширяет возможности выбора, предлагая новые варианты.
Взаимодействие. Образовательный эффект этой тактики состоит в том, что учащийся обретает опыт проектирования совместной деятельности.
При подготовке к единому экзамену учитель находится с учащимися в равноправном диалоге. В ситуации сотрудничества они ищут вариант самостоятельно, но учитывая действия другого.
В ходе взаимодействия педагог и учащийся могут использовать различные типы договоров, которые должны быть осознаваемы старшеклассником и выбраны добровольно. Это может быть: 1) договор на условиях учащегося; 2) договор на условиях педагога; 3) договор-компромисс; 4) договор-сотрудничество.
Итак, педагогическая поддержка учащемуся при подготовке к ЕГЭ имеет свою стратегию, которая находит свое выражение в её четырех тактиках, которые в совокупности представляют собой процесс развития способности учащихся быть субъектом собственной жизнедеятельности при подготовке к единому государственному экзамену. Каждая из тактик требует от учителя определенных умений выбрать правильную позицию и осуществлять соответствующие действия. Тактика педагогической поддержки позволяет более точно представлять:
какие именно средства и действия будут адекватны в той или иной проблемной ситуации, в которую попал учащийся при подготовке к экзамену;
Материалы по педагогике:
Классификация
ошибок по их психологической природе
В процессе мыслительной деятельности ученик познает новые объекты и связи между ними с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие дру ...
Психолого-педагогический аспект формирования гуманных
отношений у дошкольников
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику ...
Результаты работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
В задания была включена дополнительно лексика из букварей. Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей: при объяснении значений слов чаще стали давать определения близкие к словарным, количество определений по несущественным признакам уменьшилось; д ...