BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ влияния плавания на физиологические функции дошкольников » Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем.

Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процессов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь.

В процессе онтогенеза головной мозг развивается неравномерно. В пренатальном периоде, прежде всего, формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важных органов (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внутриутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моменту рождения структуры мозга позволяют осуществлять жизненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) и простейшие реакции на внешние раздражители. Таким образом, осуществляется принцип минимального и достаточного обеспечения функций. В постнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности коры больших полушарий.

Наибольшее увеличение толщины коры происходит на первом году жизни, а затем постепенно замедляется.

Проекционные поля прекращают расти к 3 годам, а ассоциативные — в 7 лет.

Начавшаяся впервые месяцы жизни дифференцировка вставочных нейронов заканчивается в 3-6 лет. Полное развитие вставочных нейронов в ассоциативных областях отмечается в 14-летнем возрасте.

В развитии коры в онтогенезе выделяют следующие этапы. Первый год характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференцировкой вставочных нейронов, увеличением аксонов и дендритов. К 3 годам образуются нейронные группировки, включающие различные типы нейронов. В 5-6 лет продолжается дифференцировка и специализация нервных клеток и усиливается межнейрональная интеграция в определенных областях коры.

Первыми формируются проекционные отделы, обеспечивающие контакты с внешним миром с момента рождения. Затем созревают ассоциативные области, ответственные за психическую деятельность.

Для развития каждого последующего уровня необходимо полное созревание предыдущего. Этот принцип развития мозга в онтогенезе JI.С. Выготский назвал «снизу вверх».

Двигательные функции у новорожденного не сформированы. Впервые месяцы после рождения движения хаотичны, непроизвольны.

К 4—5 месяцам жизни созревают полосатое тело и ядра двигательных анализаторов в коре. В это время появляются простые направленные движения, хотя до двух лет они остаются неустойчивыми и нечеткими. Целенаправленные движения появляются к 3 годам. К этому времени формируется двигательный нервный центр, полная же дифференциация его заканчивается к 7—10 годам.

Вегетативная нервная система новорожденных отличается незрелостью. Характерной ее особенностью впервые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянство вегетативных реакций, значительная их выраженность. У детей, особенно грудного возраста, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, например частоты дыхания и пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором году жизни ребенка. Впервые годы жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус парасимпатических нервов становится более выраженным. Однако преобладающее влияние симпатической нервной системы сохраняется до 7 лет.

Объем сердца от периода новорожденности до 16-летнего возраста увеличивается в 3—3,5 раза. Растет сердце наиболее быстро в течение первых двух лет жизни, затем в 5—9 лет и в период полового созревания. К 2 годам линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам — в 2 раза. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5—6 годам, а ширина — к 8—10 годам). В течение первого года жизни рост предсердий обычно опережает увеличение желудочков. С двухлетнего возраста развитие и предсердий, и желудочков происходит примерно одинаково, а после 10 лет желудочки растут быстрее, чем предсердия. Масса сердца удваивается к концу первого года жизни, утраивается — к 2—3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз, а к 15 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с периодом новорожденности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Рассматривание картин о природе
Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень ...

Оценка рынка электронных средств обучения
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцат ...

Экспериментальное изучение особенностей словесной памяти у детей с нарушениями слуха
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2007 года) эксперимент по выявлению особенностей словесной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в старших группах ДОУ Комбинированно ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru