BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Подготовка к военной службе как педагогическая проблема

Подготовка к военной службе как педагогическая проблема

Страница 1

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы.

Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Как инвариантный рассматривается один из подходов к концепции профессионального самоопределения, созданной в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО, который основывается на теории «Я - концепции» развития личности. Дом каркасный купить проекты домов.

Интересными и важными в развитии теории самоопределения считаются идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека.

А. Маслоу (1992), разрабатывая теорию самоактуализации личности, выделил некоторые пути развития личности, среди которых потребность в самореализации выступает - как стремление человека совершенствоваться, выражать себя, проявляться в значимом для себя деле.

Профессиональное самоопределение невозможно без личностного, потому жизненное самоопределение рассматривается в целом, как умение ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать решения не только в мире профессий, но и в собственном внутреннем мире, а так же в мире людей.

Личностное самоопределение можно определить по следующим показателям:

1- ценностные ориентации школьника: относительно учения, цели обучения в школе, смысла жизни, общения со взрослыми и со сверстниками, моральных, культурных ценностей общества;

2- уровень развития мотивационной сферы;

- взаимоотношения с окружающими людьми, что, очевидно, требует изучения, с одной стороны - как школьник строит свои отношения с окружающими людьми, какими принципами он при этом руководствуется, как относится к людям; с другой стороны - требует изучения вопроса об отношении окружающих к нему;

- представления о себе, при этом не только касающиеся его уровня знаний, успеваемости, а общее владение навыками самоанализа, умение адекватно себя оценить и оценить мнение окружающих о себе.

Рассматривая процесс самоопределения старшеклассника многие исследователи подчеркивают, что неправомерно ограничивать понятие жизненное самоопределение только содержанием процесса, жизненными позициями, сменяющими одна другую по мере взросления человека. Привычное еще несколько лет назад качественное содержание самоопределения: учеба, профессия, построение семьи, - ограничивает представление о самом процессе. Сегодня молодой человек выбирает не просто профессию, вуз, место жительства. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека, о выборе того контекста, того социокультурного пространства, в котором человек хочет «строить себя, свою индивидуальную историю». Необходимо учитывать, что немало людей вообще видят смысл своей жизни вне профессиональной деятельности. Не случайно современная наука и культура поменяла свое отношение к понятию «карьера». Под этим словом понимается не только чисто профессиональный рост, а построение человеком всего образа жизни.

Исследуемая проблема затрагивает, прежде всего, механизм формирования ценностных ориентации старшеклассника в процессе выстраивания жизненного плана - как «осознанного варианта собственного будущего; ценностного образования субъективно значимых определений жизненных этапов, правил, принципов, по которым выстраивается целостное восприятие себя в мире ценностей, и проектируются перспективные линии развития личности» (Г.В.Данилова).

Подготовка старшеклассников может рассматриваться как органичный компонент деятельности школы, ориентированный на самоопределение старшеклассника - личностное и профессиональное. Для этого необходимо раскрыть ключевые понятия: воинская деятельность, военная служба, подготовка к военной службе.

Воинская деятельность занимает особое место в современном мире. Это специфический вид деятельности, отличающийся высокой сложностью, напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба - бой или боевая деятельность - и выступает самой интенсивной формой воинской деятельности.

Как и всякая другая, воинская деятельность преследует общественные цели и связана с расходованием физических и духовных сил человека, требует от него предельного напряжения индивидуальных качеств и возможностей.

Воинская деятельность сегодня все больше требует профессионального отношения и высокого уровня специальной подготовленности. В настоящее время воинская деятельность как бы «уплотняется во времени». Несмотря на усложнение техники и вооружения, постоянно сокращаются боевые нормативы и сроки боевой подготовки, растут требования к уровню внутренней мобилизованности воина, готовности к немедленным и активным действиям по выполнению своих профессиональных задач. Это неизбежно влечет за собой интенсивное нарастание темпов психической жизни человека в процессе службы. Овладение современной военной техникой и эффективное ее использование требует сегодня уже не столько затрат физической энергии, сколько способности проявлять в условиях нарастающего психического напряжения такие качества, как ответственность, самостоятельность, решительность, эмоционально-волевая устойчивость. Особенно это относится к специалистам организаторского и операторского профиля, деятельность которых связана с переработкой больших объемов разнообразной информации, пересмотром многих вариантов действий, принятием решений в условиях жесткого лимита времени и при высокой значимости каждого из них.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Управление Болонским процессом
В июне 1999 г., когда было принято решение о создании к 2010 г. европейского пространства высшего образования, единственным руководящим органом Болонского процесса были конференции министров. С самого начала за ними закрепилась функция общего мониторинга и управления процессом. После Болонской встр ...

Методика обучения английскому языку как второму иностранному разработанная с учетом результатов исследования
Английский язык, как второй иностранный язык, изучается на базе углубленного изучения французского или немецкого языка с первого класса. Изучение начинается с шестого класса, когда у учеников уже сформированы навыки и умения на первом иностранном языке. В течение шести лет учащиеся имеют два часа в ...

Конспекты уроков с использованием межпредметных связей
Тема: «Бабочки на лугу». Работа с разными материалами. 2 класс Цели: – учить делать разметку куска пластилина на глаз; – научить делить круг на 8 равных частей; – совершенствовать умение планировать предстоящую работу; – закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами; – раз ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru