BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Организация и этапы опытно-экспериментальной работы

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы

Страница 2

III.Оценка результативности подготовки старшеклассников к военной службе. Интегральным критерием этой оценки является готовность личности в военной службе. Данный критерий имеет сложный состав. Анализ литературы по проблеме готовности к военной службе позволяет выделить как наиболее часто употребляемые в практике следующие показатели:

a) сформированность знаний о военной службе и воинской деятельности;

1. Сформированность знаний планируется определять на уроках ОБЖ по тестам, разработанным Горбуновым Сергеем Дмитриевичем – учителем-организатором ОБЖ:

.

Выделены три уровня сформированности знаний

- высокий, который характеризуется полнотой, глубиной, осознанностью знаний;

- средний, который характеризуется полнотой знаний, определяемый программой учебной дисциплины ОБЖ;

- низкий, который характеризуется фрагментарностью знаний.

b) отношение к военной службе;. Отношение юношей к военной службе будет определяться с помощью анкеты.

c) сформированность социально-значимых нравственных ценностей, свойств и качеств личности (прежде всего: гражданственность, патриотизм; честь, долг, совесть, достоинство).

К диагностическим методикам определения сформированности гражданственности были отнесены задания, позволяющие выявить:

- характер осознания Отечества и себя в качестве гражданина-патриота и защитника Отечества как ценностей;

- знания правовых и нравственных норм;

- обогащение социального опыта совместной деятельности и общения на основе этих норм;

- построение «временной перспективы» (жизненный план).

В ходе эксперимента были использованы следующие диагностические методики:

1. Сочинения «Воинская служба - гражданский долг». Анализ сочинения проводился по методике С.Г.Вершловского.

Сочинение на социальную тему как материал для изучения ценностных ориентации учащихся относится к числу неофициальных, личных документов. Специфика использования сочинения в качестве объекта социально-педагогического исследования еще далеко не определена. Не найдены и более или менее строгие методы обработки этого документа. Вместе с тем, накоплен достаточно обширный опыт использования творческого сочинения с целью предоставить автору возможность самовыражения и общения с окружающими, а также выявить уровень интеллектуального и эмоционального развития автора.

Об этих особенностях сочинения еще в 60-е годы писал П.М.Якобсон, что в сочинениях выявляются представления о характере взаимоотношения, оценки и моральные суждения, определяются в какой-то мере эмоционально-нравственные установки, подход к существующим явлениям жизни.

Сочинение помогает судить об авторе как об индивидуальности, неповторимость которой обнаруживается в нем полнее, чем при анкетном опросе. «Непреднамеренность» и субъективная окраска сочинения делает его важным источником изучения умонастроения людей, их гражданской позиции.

Схема анализа сочинений заключается в следующем:

1) Краткая характеристика учащихся.

2) Оформление работы.

3) «Жанры».

4) Полнота раскрытия понятия «гражданственность».

5) Степень аргументированности суждений.

6) Наличие «личностной программы» гражданина.

7) Эмоциональность изложения.

2. Методика незаконченных предложений, которая позволяет определить представления старшеклассников о патриотизме.

Старшеклассникам были даны следующие предложения:

«Патриот -это .»;

«Свобода выбора в школе - это .»;

«Чтобы стать патриотом, необходимо .»;

«Я имею право на реализацию своих интересов, способностей в таких видах деятельности, как .»;

«Мне очень хотелось, чтобы моя Родина была .»;

«Я думаю, что несу полную ответственность перед собой, другими людьми за Россию, потому что .».

Методика незаконченного предложения имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным анкетным опросом, поскольку рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, при этом задается ритм ответа, происходит усиление эмоциональной включенности в работу.

Выделенные группы критериев позволили поставить следующую задачу:

определить наличие связей между уровнем сформированности гражданственности и показателями готовности (а, Ь, с) к военной службе.

Если такая связь будет обнаружена в опыте школы, то можно будет сделать вывод о доказанности составляющих теоретическую основу исследования. Кроме того, в этом случае можно считать, что правомерно выделение в методике внутришкольных и внешкольных (совместных) форм подготовки юношей к военной службе.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

О модульной технологии и дифференциации в обучении математике
Модульное обучение (как развитие блочного) – это такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Применение модульного обучения не требует непременной перестройки всего учебного процесса, а введение модульных уроков можно осуществлять ...

Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе - МОУ ДОУ "Детский сад №378", ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...

Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран
В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации - создание ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru