BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях » Формы и методы краеведческой работы

Формы и методы краеведческой работы

Страница 1

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.

3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

4. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.

5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. На основе методического пособия

Л.И. Соловьевым "Краеведческие игры для школьников" разработаны с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей краеведческие игры для детей 6-7 лет, рецензированные автором. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность.

Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

О.В. Кубасова – программа «гармония»
На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О ...

Проблемы возрождения русской народной культуры
Сегодня не вызывает сомнения то, что воспитание гармоничной личности немыслимо в условиях отрыва от традиционной культуры. Так как традиционная культура - это бесценное сокровище народа, дающее ему возможность самовыражения и самосохранения. И в наши дни освоение фольклора, традиционных русских рем ...

Анализ эффективности различных типов тестовых заданий
Особенности современного исторического знания определяются следующим образом: - с одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания, - с другой стороны, - это знания, получаемые уча ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru