BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях » Формы и методы краеведческой работы

Формы и методы краеведческой работы

Страница 1

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.

3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

4. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.

5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. На основе методического пособия

Л.И. Соловьевым "Краеведческие игры для школьников" разработаны с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей краеведческие игры для детей 6-7 лет, рецензированные автором. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность.

Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организация и проведение тестирования по иностранному языку
Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определяя необходимые управляющие воздействия на ход этого процесса. За последнее в ...

Современные проблемы дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...

Абстракция, конкретизация и обобщение
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование, процесс применения абстракции, обычно осуществляется в результате анализа. При этом признак, отделяемый от объекта, становится самостоятельным объектом мышлен ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru