BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ ошибок заочной математической школы » Классификация ошибок по их психологической природе

Классификация ошибок по их психологической природе

Страница 2

Другое дело, если мы проводим отдельно для каждого множества, объединение которых дает весь класс, какое-либо построение, нахождение (скажем, корней уравнения) или доказательство. Пересечение множеств при этом может быть и не пустым, на результат это не влияет. Главное, чтобы каждый из объектов принадлежал хотя бы одному из рассматриваемых множеств. В противном случае решение будет неполным. Приведем пример:

Пример А3: Все треугольники равновелики.

Решение: Пусть стороны треугольника D равны a, b, c, соответствующие высоты ha, hb, hc, площадь равна S.

Для обозначения треугольников будем использовать те же обозначения только с соответствующим числом штрихов.

Так как S = ah/2, то:

;

(1)

.

(2)

Из (1) и (2) следует:

;

.

Следовательно,

,

или:

.

(3)

Умножив обе части равенства (3) на и раскрыв скобки, получим:

.

(4)

Прибавив к обеим частям равенства (4) разность , получим:

.

(5)

Из (5) следует, что

.

(6)

Анализ ошибки: В данном случае переход от (5) к (6) не равносильный, так как равенство (5) выполняется в двух случаях:

1) , тогда не обязательно, чтобы .

2) , тогда обязательно .

Заметим, что всегда. Поэтому, отбросив первый случай, ученик по сути дела пошел по неверному пути. Все ученики хорошо знают, что на ноль делить нельзя. Тем не менее они часто делят на выражения без проверки равенства последних нулю.

Приведем еще один пример, когда рассмотрены не все возможные случаи.

Пример А4: Дан треугольник ABC. Проведена высота BH, равная 4. Найдите площадь треугольника ABC, если известно, что AH=6, BC=5.

Решение: Так как треугольник BCH прямоугольный, то

CH = = 3.

Значит AC = AH + HC = 6 + 3 = 9.

Площадь треугольника ABC соответственно равна:

.

Анализ решения: В рассуждениях ошибок нет, но не рассмотрен случай, когда треугольник ABC – тупоугольный. Рассуждения будут аналогичными, а ответ другой. Очевидно, ученик бессознательно использовал в решении особенности своего чертежа, не вытекающие из условия задачи.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе
В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием ...

Классификация сказок
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...

Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru