Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей.
- бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы поведения.
- неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной гигиены.
- неуравновешенность психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей.
- конфликтность с учителями, сверстниками.
- агрессивность со сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление ненормативной лексики.
- суетливость и /или гиперактивность.
- нарушение социальных связей с родственниками.
- контакты с криминогенными группировками.
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
№ п/п |
Доминирующий фактор в характеристике семьи. |
Виды помощи семье и детям. |
Службы, центры, учреждения, специалисты. |
Необходимые документы для оказания помощи. |
1. 2. |
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи. Жестокое отношение к |
1.Наблюдение и консультация учителя, психолога, соц. педагога. 2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и детям. 3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей. 4.Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания. 5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому наркологу, психиатру. 1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника. 2. Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста. 3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям. 4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы. 5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу. |
ДОУ, школа, центры, службы, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д. Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН, |
Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога. |
Семья алкоголиков (оба родителя пьют). Семья в состоянии развода или после развода. Неполная семья. Отчужденность родителей из-за занятости. Полная семья, один из родителей пьет. Неполная семья, родитель – алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец). Опекунские семьи, престарелые. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственном учреждении Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними. |
6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье. 1.Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения (для детей и подростков). 2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам. 3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помощи в учении. 4.Постановка семьи на учет. 5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) 6.Постановка подростка на учет в ОДН. 7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога. 8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения. 9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др. 10.Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости). 11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). 1.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. 2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта. 3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д. 4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе. 5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу. 6.Привлечение к деятельности класса родителей ребенка. 7.Помощь ребенку со стороны его окружения. 8.Помощь ребенку со стороны сверстников. 9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму. 10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.) 1.Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей. 2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. 3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. 4.Наблюдение и консультация психолога, социального педагога. 5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования. 6.Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. 7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. 8.Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье. 1.Сопровождение ребенка специальным педагогом. 2.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. 3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта. 4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания. 5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка. 6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель). 1.Наблюдение и консультация психолога за ребенком. 2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача. 3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования. 4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей. 5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы. 6.Работа классного руководителя психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости. 7.Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношения к себе. 8.При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.), обследование подростка у детского психолога. 9.При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения программы обучения и типа образовательного учреждения. 1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. 2.Наблюдение и консультации школьного психолога. 3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки. 4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. 5.Направление ребенка образовательным учреждением на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения. 6.При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу. 1.Вовлечение детей и подростков классным руководителем в кружки, секции. 2.Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. 3.Индивидуальная работа психолога с ребенком. 4.Помощь учителя ребенку в учебе. 5.Консультации районного психиатра. 6.При необходимости возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют). 7.При необходимости направление образовательным учреждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения. 8.Консультация у невропатолога и психиатра. 1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом. 2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем. 3.Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом. 4.Организация встреч родителей и детей руководителями учреждений. 5.Помощь со стороны окружения семьи. 6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении. 7.Организация воспитателями переписки детей и родителей. 1.Социальное патронирование семьи. 2.Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка. 3.Занятие родителей и детей в семейных группах. 4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции. 5.Оказание учителем помощи в учении. 6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением. 7.Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка. |
ДОУ, школа, учителя, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохранению, врачи, службы, КДН, ИДН. ДОУ, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб. ДОУ, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, дома творчества, органы социальной защиты. Центры ДОУ, образовательные учреждения, дворец творчества. ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества. Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения. ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН, ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи. |
Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав. Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов. Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др. Карта семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в школу. Психологическая характеристика,педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, ходатайство. Психологическая и педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения, выписка от педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий, тетради, дневник, рисунки. Запросы, разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения. Карта неблагополучной семьи, план работы с семьеи, направление на ПМПк, акт обследования жилищных условий, направление психиатра и др. |
Материалы по педагогике:
Чтение как сложный психофизиологический процесс
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный ...
Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае – речевого), из которого можно сде ...
Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...