BriefEducation
Образование: теория и практика » Работа классного руководителя с неблагополучными семьями

Работа классного руководителя с неблагополучными семьями

В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.

К 80-м годам положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.

Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ – начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:

- низкий доход.

генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);

увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86% социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;

наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;

наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;

наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.

наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.

неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;

изменения в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу, воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними контактов, морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот, регулятивная – ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение суицидов среди детей.

Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Материалы по педагогике:

Музыкальная студия как объект проектирования
Определим основное понятие настоящего исследования. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона гласит: студия (лат.) это мастерская художника. В словаре С.И. Ожегова этот термин имеет несколько значений: 1. мастерская живописца или скульптора, 2. школа, готовящая художников или актеров, 3. ...

Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье
Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздейств ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru