В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.
Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.
Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:
- не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
- у них отсутствует понятие времени ( день, месяц, неделя);
- на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
- во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
- неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;
- постоянно меняют место жительства;
- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.
Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.
Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Материалы по педагогике:
Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий
в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...
Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...
Требования к уроку
· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок ...