BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

Страница 4

Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдения за взаимоотношениями детей, поможет лучше понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты.

Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.

Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Вывод.

Формирование гуманных взаимоотношений может осуществляться в различных видах деятельности. На наш взгляд наиболее эффективной является ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра.

Психолого-педагогические подходы мы раскроем в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Специфика и содержание молодежного досуга
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...

Семинар как форма активизации познавательной деятельности
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары. Семинар - это: • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; • «форма учебного процесса, п ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru