BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

Страница 1

Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику гуманных отношений. Данный материал поможет, по нашему мнению, педагогу определить, к какому из гуманных отношений принадлежит то или иное доброе проявление ребенка, и выявить его индивидуальные особенности и предпочтения. Все данные представлены в таблице.

Таблица № 1

Характеристика гуманных отношений дошкольников

Доброжелательному отношению свойственно

Отзывчивому отношению свойственно

Внимательному отношению свойственно

Заботливому отношению свойственно

Справедливому отношению свойственно

Доброжелательность дошкольников проявляется на соответствующем отношении сверстников.

Умение доставить приятное, радостное другим с помощью приветливого обращения, угощения чем-либо вкусным, предложения своих игрушек, оказания услуг.

Отзывчивость дошкольников проверяется на состоянии эмоционального неблагополучия сверстника, выражающееся в плаче, расстроенном выражении лица, отказе от обращения. Причиной такого состояния может быть обида на:

неправильные действия сверстников (грубое обращение, недоброе высказывание)

несправедливое решение товарищей, взрослых.

Умение разделить радость и огорчения других, предложить способ отвлечения (поиграть, почитать), помочь преодолеть отрицательные переживания, откликнуться на просьбу товарищей.

Внимательные отношения проявляются на состоянии эмоционального неблагополучия сверстников, выражается в плохом настроении, растерянности, одиночестве. Причинами такого состояния могут быть:

физическое неблагополучие;

неблагополучие в семье;

систематическое отсутствие успехов в деятельности;

нечаянная оплошность.

Уметь заметить и понять переживания других, поддержать положительные отношения, помочь преодолеть, облегчить отрицательные.

Заботливость дошкольников чаще проявляется на затруднения сверстника в самообслуживании и других видах деятельности. Причинами затруднения могут быть:

недостаточное знание, умение;

неаккуратность;

невозможность самостоятельно выполнять то или иное действие.

Уметь оказать ту или иную услугу другим, поухаживать за ними (помочь одеться, раздеться, выполнить задание на занятии)

Справедливость дошкольников проявляется на конфликтных ситуациях, возникающих по поводу или в процессе игровой деятельности и общения.

Уметь признать равные права сверстника:

участие в совместной игре;

выполнение ведущих ролей в ней;

защиту собственного мнения;

на получение удовольствия другими.

В трудах педагогов-психологов (Т.А. Марковой, В.Н. Мясищева, Л.А. Пельевской, Н.М. Аксариной) по проблеме формирования личности имеются данные, раскрывающие характер взаимоотношений отдельной личности с другими людьми.

Так, В.Н. Мясищев дает следующее определение этих отношений "Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных социальных связей личности с различными сторонами объектной действительности. Эта система вытекает

Из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания".

Отношение обязательно имеет определенную привлекательность. Различают отношение человека к людям, к самому себе, отношение к предметам внешнего мира. Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...

Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...

Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru