Xод работы 1. Сравните два вида одной из хвойных пород по следующим особенностям хвои:
1) размещение хвоинок на побеге (одиночно или в пучках);
количество хвоинок в пучке;
длина (в мм);
форма поперечного разреза;
степень жесткости;
цвет.
2. Установите сходство и отличив изучаемых видов по особенностям шишек и семян:
длина шишки (в см);
форма;
цвет;
форме семенной чешуйки;
5) особенности семени (с крылышком или бескрылое, форма крылышек, форма и размер семян (в мм).
3. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 1 и рис. 1) .
Инструктивная карточка № 2
Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида на лиственных породах»
Оборудование: облиственные побеги; плоды и семена различных видов лиственных пород (клены — остролистный, полевой, ясенелистный, татарский; дубы — летний, зимний, красный; тополи — черный, белый, осина; ольха — черная, серая и др.); линейки, лупы, ножи; рабочие тетради;
Xод работы
1. Сравните два вида одной из лиственных пород по следующим особенностям побега и почек:
1) расположение почек по побегу (супротивное или спиральное);
2).размер (в мм), форма, цвет, опушенность почек;
3) окраска и наличие опушения побегов;
4) форма сердцевины на поперечном срезе побега.
Верхушечные почки сравнительно небольшие — длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
Побег» буроватые с сероватыми продольными трещинками
Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках
Листовые пластинки длиной 4—9 см, шириной 6—11 см
Крылатки развернуты по прямой липни, общей длиной до 70 мм
Семена длиной около 10 мм, овальные
2. Рассмотрите листья изучаемых видов и выявите различия:
формы пластинок листа;
расчленения листовой пластинки;
формы края листа;
размер листа (в см).
3. Установите сходство и отличие изучаемых видов лиственных пород по особенностям плодов и семян: форма и размер (в мм) плода; . 2) форма и размер (в мм) семени.
4. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 2 и рис. 2).
Для выполнения, лабораторной работы № 2 — «Выявление изменчивости организмов на лиственных и хвойных породах» школьникам раздаются облиственные побеги или наборы листьев и шишек деревьев и кустарников: При этом каждый ученик выполняет работу на примере одного из видов древесных или кустарниковых пород.
Инструктивная карточка № 3
Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере хвойных пород)»
Оборудование: шишки хвойных пород одного вида (ель обыкновенная, ель сибирская, сосна,, обыкновенная и др.); линейки, полоски миллиметровой бумаги, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.
Ход работы
I. Установите черты сходства у шишек изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:
Верхушечные почки довольно большие — длиной до 10 мм, боковые — 5—7 мм, покрытые буро-красноватыми блестящими чешуйками
Материалы по педагогике:
Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных
психических процессов у дошкольников с ОНР
На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Каждому ребенку нужно обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально- ...
Разработка сценария родительского собрания в подготовительной
к школе группе на тему "Дошкольник готовится стать школьником"
Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе. Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии. Задачи собрания: Разговор за "круглым столом" о формировании готовности ребёнка к обучению в школе. Дать представление о понятии " ...
Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического
воспитания и спорта
Обозначим последовательность формирования профессиональных умений педагога по физической культуре: дидактические основы физического воспитания и спорта — базовые физкультурно-спортивные виды (спортивные игры: волейбол) — теоретико-методические основы обучения профессии педагога по физической культу ...