Язык – это определенная система символьного представления информации. В энциклопедическим словаре по школьной информатике, составленном А.П. Ершовым, дано такое определение: «Язык – множество символов и совокупность правил, определяющих способы составления из этих символов осмысленных сообщений». Поскольку под осмысленным сообщением понимается информация, то данное определение по сути своей совпадает с первым.
Языки делятся на две группы: естественные и формальные. Естественные языки – это исторически сложившиеся языки национальной речи. Для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной речи. Анализ естественных языков в большей степени является предметом филологических наук, в частности, лингвистики. В информатике анализом естественных языков занимаются специалисты в области Искусственного интеллекта. Одна из целей разработки проекта ЭВМ пятого поколения – научить компьютер понимать естественные языки.
Формальные языки – это искусственно созданные языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму. Примерами таких языков являются язык математики, язык химических формул, нотная грамота – язык музыки и др.
С любым языком связаны следующие понятия: алфавит – множество используемых символов; синтаксис – правила записи языковых конструкций (текста на языке); семантика – смысловая сторона языковых конструкций; прагматика – практические последствия применения текста на данном языке.
Для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка и пр.). Назначение формального языка – адекватное описание системы понятий и отношений, свойственных для данной предметной области. Поэтому все названные выше компоненты языка (алфавит, синтаксис и др.) ориентированы на специфику предметной области. Язык может развиваться, изменяться, дополняться вместе с развитием своей предметной области.
Естественные языки не ограничены в своем применении, в этом смысле их можно назвать универсальными. Однако не всегда бывает удобным использовать только естественный язык в узкопрофессиональных областях. В таких случаях люди прибегают к помощи формальных языков.
Материалы по педагогике:
Аудирование как вид речевой деятельности
Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Устное общение со ...
Подбор и апробация методики по обогащению словаря детей старшего
дошкольного возраста
Работа по обогащению словаря детей проходила в процессе ознакомления с природой. В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию, в частности, методики Колуновой Л.А., Ушаковой О.С. Лексичес ...
Методы изучения семьи ученика
Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, ...