Деловая игра как одна из форм инновационного урока.
Предлагается несколько определений, отражающих возможные функции деловой игры:
* Деловая игра – это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
* Деловая игра – устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
* Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
* Деловая игра – это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.
* Деловая игра – это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил.
Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.
Основные атрибуты деловых игр:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
3. Игровые действия регламентируются системой правил;
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;
5. Игра носит условный характер;
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
Более полное и конкретное представление можно получить на основе знакомства с типологией деловых игр и рассмотрения отдельных игр, иллюстрирующих эту типологию. Одномерные классификации проводились по следующим критериям:
а) по моделируемому объекту – общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);
б) по наличию взаимодействия – интерактивные и не интерактивные;
в) по конструктивным особенностям – простые и сложные;
г) по однозначности выигрыша – жесткие и нежесткие;
д) по наличию случайных событий – детерминированные и стохастичные.
Классификация деловых игр
Признаки |
Класс деловых игр |
1) Функциональное назначение |
– учебные ДИ; – производственные ДИ; – организационно – деятельностные (ОДИ); |
2) Степень реальности игровой модели |
– конкретные (практические); – абстрактные (теоретические); |
3) Сложность игровых процедур |
– простые (ограниченное число участников, одна проблема); – сложные (множество участников); |
4) Структура участников игры |
– однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и т.д.); – смешанные (разнопрофильность участников игры); |
5) Вид оценки деятельности участников игровых групп |
– без оценивания специальным арбитражем – с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры |
Материалы по педагогике:
Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...
Формирование
нравственной культуры учащихся УНПО как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это вну ...
Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи
Обострение российско-грузинских отношений, инспирированное режимом М. Саакашвили, с неизбежностью актуализировало проблему самопровозглашённых и всё ещё непризнанных государств на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики – Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Логи ...