Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.
Цель метода:
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода:
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий:
· из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
· выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
· выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
· полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
· новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
· оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Результат: списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства:
· простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
· нешаблонность выдвигаемых идей.
· универсальность метода.
Недостатки:
· непригодность при решении сложных задач.
· МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
· отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО.
Совершенствуемый объект: фонарик.
Случайные объекты: очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1. очки: солнечные, защитные, модные.
2. валенки: теплые, мягкие, деревенские.
3. парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания:
1. фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
2. фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
3. фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи:
1. фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
2. фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
3. фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...
Влияние игры на формирование гуманных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремле ...
Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...