BriefEducation
Образование: теория и практика » Повышение познавательной активности обучающихся на уроках производственного обучения по профессии "парикмахер" » Специфика метода фокальных объектов

Специфика метода фокальных объектов

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода:

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода:

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий:

· из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

· выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

· выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

· полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

· новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

· оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат: списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства:

· простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

· нешаблонность выдвигаемых идей.

· универсальность метода.

Недостатки:

· непригодность при решении сложных задач.

· МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

· отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО.

Совершенствуемый объект: фонарик.

Случайные объекты: очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов:

1. очки: солнечные, защитные, модные.

2. валенки: теплые, мягкие, деревенские.

3. парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания:

1. фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

2. фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

3. фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи:

1. фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

2. фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

3. фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Материалы по педагогике:

Формы и методы социально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности ...

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивае ...

Содержание обучения произношению
Содержание обучения произношению включает в себя умения, знания и навыки, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели обучения. При обучении произношению эти компоненты представлены соответствующими правилами произношения и развертывания речевой цепочки и произносительными навыками. К языко ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru