BriefEducation
Образование: теория и практика » Повышение познавательной активности обучающихся на уроках производственного обучения по профессии "парикмахер" » Специфика метода фокальных объектов

Специфика метода фокальных объектов

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода:

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода:

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий:

· из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

· выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

· выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

· полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

· новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

· оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат: списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства:

· простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

· нешаблонность выдвигаемых идей.

· универсальность метода.

Недостатки:

· непригодность при решении сложных задач.

· МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

· отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО.

Совершенствуемый объект: фонарик.

Случайные объекты: очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов:

1. очки: солнечные, защитные, модные.

2. валенки: теплые, мягкие, деревенские.

3. парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания:

1. фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

2. фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

3. фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи:

1. фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

2. фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

3. фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Материалы по педагогике:

Методика обучения решению составных задач на пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...

Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремле ...

Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru