BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы » Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов

Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов

Страница 2

С помощью общелогических приемов индукции, де­дукции, анализа и синтеза в учебное пособие отобраны задания, которые готовят учеников к открытию новых математических фактов во всех последующих темах про­граммы.

Основной метод работы в дочисловой период - игра. Обучая детей-шестилеток в процессе игры, учитель дол­жен стремиться к тому, чтобы радость от игровой дея­тельности постепенно перешла в радость обучения. Инте­рес - лучший стимул обучения.

Особое внимание необходимо обратить на интеллек­туальные игры, в которых в доступной форме вводятся общелогические приемы рассуждений. Это игры: «Кто где живет?», «Заполни квадраты», «Вычислительная машина», «Чудо-мешочек», «Преобразуй слово», «Игра с одним об­ручем», «Игра с двумя обручами», «Игра с тремя обру­чами».

Тема «Однозначные числа» вводится в части 2 учеб­ного пособия. Назовем основные направления работы по этой теме:

1) Отвлечение чисел от конкретных равночисленных множеств предметов различной природы, их рукописное и печатное обозначение.

2) Расположение чисел на луче: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9

3) Сравнение чисел, использование знаков <, >, = для составления истинных высказываний.

4) Получение числа, следующего за данным, прибав­лением 1 и числа, предшествующего данному, вычитанием 1. Введение базовых приемов сложения и вычитания 1 осуществляется через задачи и на числовом луче.

5) Раскрытие состава чисел проводится также с опо­рой на наглядность. Используется состав чисел для введе­ния новых вычислительных приемов сложения и вычита­ния по частям, перестановкой слагаемых:

5+4=5+1+1+1+1=5+1+3=5+2+2=5+3+1, 9-4=9-1-1-1-1=9-1-3=9-2-2=9-3-1, 2+5=5+2=5+1+1.

6) Установление взаимосвязи между сложением и вы­читанием. К любому примеру на сложение следует соста­вить два примера на вычитание, а к любому примеру на вычитание пример на сложение и вычитание.

3+2=5 7-2=5 5-2=3 7-5=2 5-3=2 5+2=7

Действие вычитание следует использовать и при сравне­нии чисел (как подготовка к решению задач на разност­ное сравнение) 2<7 7-2=5;9>5 9-5=4.

7) Подготовка детей к теме "Двузначные числа". Для этого можно пользоваться набором слов-числительных и предлагать задания перспективно - опережающего харак­тера: 5+2=7. Пятнадцать и два - это сколько? Или 5 - 3 = 2, а пятнадцать без трех - это сколько?

В теме «Двузначные числа в пределах 20» (часть 3) проводится отработка введенных в части 2 вычислитель­ных приемов сложения и вычитания. Таблица сложения и вычитания в пределах 10, в соответствии с требованиями программы, обязательна для запоминания, а знание таб­лицы сложения и вычитания однозначных чисел с перехо­дом через десяток в пределах 20 обязательным не является. Важно, чтобы дети и по этой таблице закрепили вычисли­тельные приемы и заметили закономерность: 1) прибавля­ем (вычитаем) до 10; 2) прибавляем (вычитаем) остальное.

В этой теме вводится понятие «разряд», и двузначные числа от 10 до 20 записываются в таблице разрядов.

Числа могут быть результатом не только счета пред­метов, но и измерения длин, объемов, масс. Выделение темы «Величины и их измерение» (часть 4) подчеркивает важность представлений о величинах и процесс их изме­рения. Последняя, четвертая тема программы прежде все­го систематизирует то, что уже известно детям из их соб­ственного опыта, из предыдущих тем. Она несколько расширяет и уточняет эти сведения.

В частях 2-4 особое место занимают примеры с «окошками». Их назначение - научить детей рассуждать. Например: 5+□=9. Поставим в пустую клеточку число 1. Получаем, что 5+1=9. Это неверно. Проверим число 2: 5 + 2 = 9 - неправильно. Число 3 дает 5+3=9. Это то­же неправильно. А вот число 4 подходит, так как 5 + 4 = 9. Для того чтобы сократить поиск, предлагаем детям понаблюдать за тройками чисел в примерах на сложение и вычитание. Учащиеся устанавливают закономерности:

1) самое большое число при сложении - сумма; 2) слагае­мые (если одно из них не равно нулю) меньше суммы; 3) самое большое число при вычитании - уменьшаемое; разность и вычитаемое (если одно из них не равно нулю) меньше уменьшаемого; 4) слагаемое - не самое большое число, поэтому его находят действием вычитания над числами, данными в примере; 5) уменьшаемое - самое большое число в примере, поэтому его находят действием сложения над числами примера; 6) вычитаемое - не самое большое число в примере на вычитание, поэтому его на­ходят действием вычитания.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления реб ...

Краткий экскурс в историю "личностной компоненты" образования в отечественной педагогике
История российского образования содержательно связана с идеей человека в ее философско-религиозном истолковании. Именно на этой почве уже в конце XIX - начале XX веков (мы не касаемся более ранних дней, поскольку работа не носит собственно историографического характера) в России получили определенн ...

Современные проблемы дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru