Для детей шестилетнего возраста свойственна непроизвольность. Это связано с особенностями внимания детей подготовительного класса. Малый объем внимания: ребенок может воспринимать с достаточной полнотой и детализацией от 1 до 4 объекта; недостаточно развиты устойчивость внимания (10 – 15 мин). В этом случае педагогу необходимо продумывать содержание заданий и форм детской деятельности. Слабо развиты такие свойства внимания, как распределение, переключение. Ребенок не умеет распределить его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать указания учителя, ответы сверстников, следить за своей работой в тетради. Для детей шестилетнего возраста характерно то, что они очень быстро отвлекаются и часто бывают рассеянными. Это может быть связано с переутомлением, перевозбуждением нервной системы; с болезнями носоглотки; недостаточной умственной активностью; с выполнением трудных заданий, требующих длительного сосредоточения; с однообразием исполнительской деятельности; неправильным воспитанием (отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе); с индивидуальными особенностями нервной системы.
Причины отвлекаемости детей во время урока могут быть следующими: 1) конкурирующие внешние раздражители; 2) индивидуальные, громкие замечания педагога во время урока, паузы в работе педагога, переспрашивание задания и т.п.
Чтобы сбалансировать свойства внимания шестилетних детей, необходимы следующие примеры организации занятия: отсутствие отвлекающих раздражителей; ритм, темп урока, продумывание его организации; целесообразность использования наглядных пособий; использование интонационной речи, мимики, пантомимики; смена видов деятельности; расслабляющие паузы с дальнейшей установкой на сосредоточение; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций и указаний, которые должны даваться до работы, а не во время ее выполнения; максимальная опора на активную мыслительную деятельность (подбор разнообразных задач на сравнение и обобщение предметов, примеров).
Таков психологический портрет шестилетнего ребенка. Но необходимо рассмотреть и особенности физиологического развития ребенка.
Материалы по педагогике:
Критерии оценки качества работы преподавателей
Основными принципами при оценке качества работы являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к преподавателю. Нормативной основой для оценки качества работы преподавателя являются квалификационные требования к должностям профессорско-препо ...
Классификация
ошибок по их психологической природе
В процессе мыслительной деятельности ученик познает новые объекты и связи между ними с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие дру ...
Характеристика волейбола как игрового вида спорта
Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообр ...