Для детей шестилетнего возраста свойственна непроизвольность. Это связано с особенностями внимания детей подготовительного класса. Малый объем внимания: ребенок может воспринимать с достаточной полнотой и детализацией от 1 до 4 объекта; недостаточно развиты устойчивость внимания (10 – 15 мин). В этом случае педагогу необходимо продумывать содержание заданий и форм детской деятельности. Слабо развиты такие свойства внимания, как распределение, переключение. Ребенок не умеет распределить его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать указания учителя, ответы сверстников, следить за своей работой в тетради. Для детей шестилетнего возраста характерно то, что они очень быстро отвлекаются и часто бывают рассеянными. Это может быть связано с переутомлением, перевозбуждением нервной системы; с болезнями носоглотки; недостаточной умственной активностью; с выполнением трудных заданий, требующих длительного сосредоточения; с однообразием исполнительской деятельности; неправильным воспитанием (отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе); с индивидуальными особенностями нервной системы.
Причины отвлекаемости детей во время урока могут быть следующими: 1) конкурирующие внешние раздражители; 2) индивидуальные, громкие замечания педагога во время урока, паузы в работе педагога, переспрашивание задания и т.п.
Чтобы сбалансировать свойства внимания шестилетних детей, необходимы следующие примеры организации занятия: отсутствие отвлекающих раздражителей; ритм, темп урока, продумывание его организации; целесообразность использования наглядных пособий; использование интонационной речи, мимики, пантомимики; смена видов деятельности; расслабляющие паузы с дальнейшей установкой на сосредоточение; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций и указаний, которые должны даваться до работы, а не во время ее выполнения; максимальная опора на активную мыслительную деятельность (подбор разнообразных задач на сравнение и обобщение предметов, примеров).
Таков психологический портрет шестилетнего ребенка. Но необходимо рассмотреть и особенности физиологического развития ребенка.
Материалы по педагогике:
Анализ притчи для детей «Что можно сделать добротой и лаской»
Есть одна притча, как заспорили между собой Солнце и Ветер о том, кто из них сильнее. Спор спором, а все же решили они помериться силами на деле. В это самое время по большой дороге ехал верхом одинокий путник. Сердитый северный Ветер стал хвалиться: «Вот налечу я на него и мигом сорву дорожный пла ...
Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической
деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...
Цели и структура правового
образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...