Живопись (живо писать) – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность.
Основными средствами выразительности в живописи являются:
колорит – цветовая, живописная согласованность;
рисунок – изображение форм окружающего нас мира, их характерные особенности;
композиция – организация картины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного.
Пейзажная картина – это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, определенной идеи.
При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года.
Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются – целостность;
- симметрия;
- ритм.
Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции;
Симметрия – в равновесии левой и правой части картины;
Ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритм передает движение.
Линейную перспективу характеризуют три составляющие:
- горизонт
- точка наблюдения
- точка схода линий к горизонту.
Линия горизонта – это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия.
Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные – обобщено. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.
Одним из средств выразительности в живописи является и то, как художник накладывает цветовое пятно на полотно, т.е. техника живописи.
Наибольшее распространение получила живопись масляными красками. Мазок масляной краской бывает и резко отчетлив, и совсем незаметен. Он может быть крупным и мелким, плоским и выпуклым. Гладкая красочная поверхность особенно характерна для произведений старых мастеров и рассчитана на рассматривание с близкого расстояния. Встречается манера плотного обобщенного письма. Такое корпусное письмо усиливает впечатление тяжести, суровости, непреклонности или придает образу динамичность.
Художник Малявин наносил краски даже не кистью, а специальным ножиком-мастихином. И. Грабарь писал разноцветными мазочками, «червячками», иногда точками. Сливаясь, эти пятнышки создают впечатление вибрации света и воздуха. Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и приемы живописной техники присущи тому или другому мастеру, а иногда характерны и для целой эпохи.
Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, смысл произведения, его настроение, обращаем внимание на некоторые из них.
Материалы по педагогике:
Понятие контроля и его функции в обучении
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается ...
Текущее повторение ранее пройденного
Текущее повторение в процессе изучения нового материала — весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется матер ...
Иркутский государственный университет
Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Сегодня Иркутский госу ...