Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что обобщение является одной из основных и наиболее значимых операций мышления. Не умея обобщать, невозможно формировать понятия и законы, овладеть основами наук, которые становятся средствами решения конкретных задач и т.д.
Проведенный анализ литературы дает понять, что на сегодняшний день нет основания говорить о том, что уделено достаточное внимание проблеме формирования умения обобщать как важнейшей мыслительной функции, поэтому для младшего школьника не характерно владение высоким уровнем умения обобщать.
Таким образом, необходимо развивать умение обобщать у детей с раннего возраста и уделять этому вопросу большое внимание.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно придти к выводу, что необходимо использовать в процессе обучения многие факторы.
Ряд условий, который поможет формированию правильных обобщений у учащихся:
1. Необходим набор исходного материала, причем он должен быть многообразным;
2. Необходим анализ и сравнение учащимися большого количества сходных предметов;
3. Необходимо варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;
4. Зная общее, необходимо видеть его в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.
Как показывает анализ литературы, способность к обобщению связана с уровнем развития у человека таких умений, как:
· Умение выделять признаки объектов;
· Умение отделять существенные признаки от несущественных;
· Умение правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено;
· Умение выделять операции, входящие в прием, и раскрывать их последовательность.
Поэтому развитие данных умений будет способствовать повышению уровня обобщения у учащихся.
Проведение диагностических методик должно выявит уровень развития операции обобщения младших школьников.
Материалы по педагогике: