BriefEducation
Образование: теория и практика » Организация процесса повторения в курсе геометрии 7-9 классов » Текущее повторение ранее пройденного

Текущее повторение ранее пройденного

Страница 2

В процессе работы над математическим материалом особенно большое значение приобретает повторение каждой законченной темы или целого раздела курса.

При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе ее изучения или после некоторого перерыва.

Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых концентрируется и сообщается материал одной какой-нибудь темы или раздела программы.

В процессе работы над темой вопросы, предлагаемые учащимся по каждому разделу, следует вновь пересмотреть: оставить наиболее существенные и отбросить более мелкие. Обобщающий характер вопросов при тематическом повторении отражается и на их количестве. Учителю приходится основной материал темы охватить в меньшем числе вопросов. Последнее обстоятельство требует от учителя тщательной подготовки к такому повторению.

Повторение на уроке проводится путем беседы с широким вовлечением учащихся в эту беседу. После этого учащиеся получают задание повторить определенную тему и предупреждаются, что будет проведена контрольная работа или зачет.

Контрольная работа должна включать все основные вопросы по изученной теме. После выполнения контрольной работы проводится разбор характерных ошибок и организуется повторение для их устранения.

При тематическом повторении полезно составлять итоговые схемы. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в логической последовательности, отношение вида к роду и т. д.

Процесс составления таблиц в одних случаях, подбор и запись примеров после анализа готовой таблицы в других случаях являются одновременно и формами письменных упражнений при обобщающем и систематизирующем повторении .

Последовательное изучение различных особых случаев при повторении весьма полезно закончить их классификацией, что поможет учащимся яснее различить отдельные случаи и сгруппировать их по определенному признаку.

Так, например, повторение темы «Четырехугольники» можно закончить составлением следующей схемы (рис. 1).

Далее можно предложить рассмотреть свойства четырехугольников и доказать их в той последовательности, в которой эти четырехугольники расположены в схеме; установить, что каждый последующий четырехугольник обладает всеми свойствами ранее стоящих четырехугольников; установить, сколько и какие элементы необходимы для построения каждого из указанных четырехугольников; объяснить, почему число данных для построения каждого четырехугольника уменьшается от пяти для четырехугольника в общем виде, до одного — для квадрата.

В старших классах можно сообщить учащимся, что для построения многоугольника необходимо (вообще говоря) иметь данных (в числе которых, по меньшей мере, один, линейный элемент) и что это число уменьшается в зависимости от его вида.

Например, чтобы «построить треугольник, надо иметь элемента; четырехугольник — элементов; шестиугольник — элементов и т.д.

Умея классифицировать четырехугольники (и вообще понятия), учащиеся лучше поймут связь между свойствами различных видов четырехугольника. Они запомнят, что свойства каждого вида сохраняются для всех видов, стоящих на более низких ступенях деления. Классификация понятия является хорошим средством для систематизации знаний учащихся и поэтому заслуживает большего внимания, чем ей уделяют в школьной практике.

Такое глубокое повторение имеет большую ценность и дает больший эффект, чем обычное повторение того, что приводится в учебнике. При таком повторении темы она предстает перед глазами учащихся как стройная цепь логически связанных понятий, каждое определение перестает быть случайным набором слов и связей.

Результат такого анализа несомненен

Таким же образом можно построить повторение многих разделов курса. В систему упражнений на повторение темы «Четырехугольники» могут быть включены такие вопросы:

Можно ли построить параллелограмм: 1) из четырех неравных отрезков, 2) из двух равных и двух неравных отрезков, 3) из четырех попарно равных отрезков?

Определяется ли параллелограмм: 1) двумя смежными сторонами, 2) его стороной и двумя прилежащими к ней углами, 3) его двумя диагоналями, 4) одной диагональю и двумя углами, заключенными между диагоналями, 5) одной диагональю и двумя углами, на которые она делит угол параллелограмма?

Сколькими и какими элементами определяется параллелограмм?

Указать условия: 1) необходимые, 2) достаточные, 3) необходимые и достаточные для того, чтобы четырехугольник был параллелограммом.

Достаточно ли равенства: 1) одной пары, 2) обеих пар противоположных углов четырехугольника для того, чтобы он был параллелограммом?

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Рисование «Рождественская елка с огоньками и шариками»
Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки; рисовать елочку крупно, во весь лист; украшать ее, используя приемы рисования круглых форм и линий. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Познакомить с розовым и голубым цветами. Вызывать чувство радости от кра ...

Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru