2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;
3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;
4) дети должны проявлять максимум речевой активности.
Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда - летняя, зимняя, демисезонная; птицы - зимующие, перелетные; транспорт - воздушный, водный, наземный, подземный.
Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов, без которых невозможно полноценное развитие связной речи дошкольников. Занятия с игрушками в старшем дошкольном возраст занимают меньшее место. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся беседы об игрушках, в процессе которых их сравнивают по различию и сходству. Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезны придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях. Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за родителем дети могут давать образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: "Елочка в снежной шубке снеговой"; "Дымок стелется над поездом белым облачком". В обогащении речи прилагательными, глаголами, наречий особенно большую роль играет художественная литература. Вот какие слова использует Д. Чиарди для характеристики синицы: "Сестрица-синица, веселая птица, насмешница, озорница, запела, забулькала и засвистела, защелкала, затараторила".
Таким образом, ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Материалы по педагогике:
Урок математики в подготовительном классе
Структура урока математики в подготовительном классе соответствует особенностям мышления и памяти шестилетних детей: Коллективная работа учителя с классом, когда в ходе игровой деятельности выполняются задания зоны актуального развития, готовящие детей к открытию нового материала (до 10 мин.) Физку ...
Подход В.Ф. Шаталова
Из учителей-новаторов остановим наше внимание на подходе В.Ф. Шаталова, описание принципов организации учебной работы которого в литературе широко представлено не только собственными работами автора, но и его последователями и "толкователями" сути его подхода в применении к различным пред ...
Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки
старшеклассников к военной службе
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...