BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье » Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка

Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка

Страница 3

2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда - летняя, зимняя, демисезонная; птицы - зимующие, перелетные; транспорт - воздушный, водный, наземный, подземный.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов, без которых невозможно полноценное развитие связной речи дошкольников. Занятия с игрушками в старшем дошкольном возраст занимают меньшее место. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся беседы об игрушках, в процессе которых их сравнивают по различию и сходству. Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезны придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях. Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за родителем дети могут давать образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: "Елочка в снежной шубке снеговой"; "Дымок стелется над поездом белым облачком". В обогащении речи прилагательными, глаголами, наречий особенно большую роль играет художественная литература. Вот какие слова использует Д. Чиарди для характеристики синицы: "Сестрица-синица, веселая птица, насмешница, озорница, запела, забулькала и засвистела, защелкала, затараторила".

Таким образом, ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения
Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять; представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам. К.Д. Ушинский пословица литературный чтение поговорка Выдающийся педагог К.Д. Ушинский п ...

Содержание обучения произношению
Содержание обучения произношению включает в себя умения, знания и навыки, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели обучения. При обучении произношению эти компоненты представлены соответствующими правилами произношения и развертывания речевой цепочки и произносительными навыками. К языко ...

Педагогическая профессия как социальный институт
Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическ ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru