В основе теории учебной деятельности лежит представление о специфике эмпирического и теоретического мышления. Последнее рассматривается как основа организации обучения. Его трактовка на уровне философско-методологического анализа способов человеческого познания в книге В.В. Давыдова блестяща (кстати, именно мировоззренческая специфика теоретического мышления, лежащего в основе определенного типа обучения, и обусловила отнесение теории учебной деятельности в нашей классификации к культурологическим), но "неадаптированный" перенос философских воззрений в педагогику привел к тому, что познавательная парадигма еще более усилилась, и личность отошла на второй план. в гносеологии познающий субъект безлик.
Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторые мировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления о сущности человека и особенностях вхождения его в культуру.
Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод (в предельно широком понимании этого термина), найденный в практике и составляющий основу определенной педагогической технологии.
Сегодня в отечественной педагогике и педагогической психологии, на наш взгляд, более или менее определенно можно вести речь (с точки зрения отрефлексированности их оснований) о следующих концепциях и подходах к организации развивающего обучения:
система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
дидактическая система обучения Л.В. Занкова;
система обучения "по Ш.А. Амонашвили";
школа диалога культур В.С. Библера;
Теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина - Н.Ф. Талызиной;
подходы к организации обучения учителей-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин и др.).
Условно все названные системы, на наш взгляд, можно разделить на четыре группы, основаниями для выделения которых служат, с одной стороны, их ориентированность на личностную или субъектную педагогику, а с другой стороны - уровень их методологической проработанности: культурологический или инструментальный. Типологически это можно представить следующим образом:
культурологические |
инструментальные | |
личностно-ориентиров. |
Ш.А. Амонашвили В.С. Библер |
Л.В. Занков |
субьектно-ориетиров. |
Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдов |
В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, И.П. Волков, ТРИЗ; П. Я Гальперин, Н.Ф. Талызина; В.К. Дьяченко и др. |
Все названные нами системы обучения многократно обсуждались в педагогической литературе, подвергались всестороннему анализу, поэтому мы не будем в настоящей работе воспроизводить общеизвестное, а постараемся проанализировать названные нами системы развивающего обучения с точки зрения реализации в них парадигмы "affirmo"
Материалы по педагогике:
Среднее образование. Колледж
История среднеобразовательных колледжей во Франции также уходит корнями в реформы конца XIX в. Современный колледж (collège unique) возник в результате принятия закона Аби в 1975 г. который установил единый образовательный стандарт для колледжей. Закон Аби в дополнение с ориентационным закон ...
Анализ форума официального сайта Интернет-экзамена ФЭПО
Так как задачей моего исследования было проследить, насколько полно воплотились в жизнь идеи создателей ФЭПО об использовании Интернет-экзамена как системы внешней оценки качества подготовки студентов, необходимо было выяснить каково отношение к идее Интернет-экзамена ФЭПО не только самих создателе ...
Рейтинговая
методика оценки качества преподавателей вуза
Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого преподавателем и Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответств ...