" . биология - это не только академическая дисциплина для школ и вузов, но определенный способ жизни. И попасть в Биологию - это значит обладать способностью жить особой жизнью, жизнью биолога". В-шестых, его система сориентирована не только на учет детских индивидуальных особенностей, но и на учет особенностей личности педагога. Можно называть и в-седьмых, и в-восьмых, и т.д.
Но главное во всем этом, на наш взгляд, - обеспечение общения, а не учебной коммуникации, работа на уровне смыслов, а не значений, развертывание поля для подлинного творчества детей, а не ограничение его рамками типовых задач или обобщенных способов деятельности. Этому контексту работы созвучно определение творческой личности, даваемое авторами книги "Возможные миры или создание практики творческого мышления": " . творческая личность" означает человеческое существо, которое своими "смысловыми образованиями личности", "смысловой сферой личности" погружено в зону поиска, для которого имеющиеся предметности, системы значений есть возможные - и удерживаемые в качестве возможных! - реализации его жизненных отношений (а не просто средства деятельности)".
С точки зрения парадигмы педагогического мышления, лежащей в основе системы Е.Е. Шулешко, на наш взгляд, можно со всей определенностью говорить о реализации в ней парадигмы "affirmo".
Оказывается, таким образом, что система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, квалифицированная нами как субъектно-ориентированная, несет в себе потенциал личностной "культурологической" педагогики и, по-видимому, ближе всех стоит к ее практической реализации, о чем свидетельствуют и ее "родственные связи" с теми подходами и практиками обучения, которые мы однозначно определяем как "личностно-культурологические".
Материалы по педагогике:
Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...
Как мы понимаем творческие способности
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского разви ...
Сравнительный анализ требований государственных
федеральных стандартов к выпускнику детского сада и требований к первокласснику
Сопоставив требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) и требования к первокласснику (ФГС) мы сделали пришли к следующему выводу: «Высокая готовность детей к освоению новых стандартов обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольног ...