BriefEducation
Образование: теория и практика » Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии

Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии

Страница 2

При выборе того или иного метода необходимо учитывать такие важные факторы, как:

1. Методическая, теоретическая, психологическая подготовка учителя.

2. Общий уровень подготовки класса, количество неуспевающих, состояние дисциплины.

3. Материал урока.

Классификацию методов можно найти в трудах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др. Из них следует, что наиболее распространенными методами обучения истории являются:

репродуктивный;

проблемный;

учебно-исследовательский.

Репродуктивный метод наиболее распространен в учебном процессе общеобразовательной школы и заключается в передаче "готовых" знаний от учителя ученику. При этом главным на подобном уроке является слово учителя, и основной упор направлен на развитие памяти, а не мышления ученика. Активная самостоятельная работа учащихся сведена к минимуму. На этих уроках ответы учащихся зачастую являются односложными, сводятся к пересказу, что свидетельствует о неумении анализировать материал, эффективно использовать его при выполнении различных заданий.

Означает ли это, что репродуктивный метод изжил себя и не может быть применен на современном уроке истории? Конечно же, нет.

Учебная деятельность не будет плодотворной, если проводить уроки шаблонно, по одному, раз и навсегда выбранному методу. Лишь сочетанием разных методов можно достичь успеха. Повторюсь: репродуктивное обучение развивает у детей память, позволяет быстро запомнить необходимые понятия и термины. Однако по сравнению с проблемным или учебно-исследовательским методами, приучающими к анализу, репродуктивный дает школьникам минимальный уровень усвоения материала. Но если учитель работает в классе с преобладанием слабоуспевающих учеников, наиболее эффективно использовать именно репродуктивный метод, так как в таком классе дети еще не готовы к самостоятельным формам работы.

Репродуктивный метод исторически связан с традиционной европейской школьной системой и оформился еще в Средневековье. Русское дореволюционное гимназическое образование также базировалось на данном методе.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов. Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в опыте преподавателя В.Ф. Шаталова и М.С. Винокур опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические аспекты формирования образа человека у детей 6-7 лет
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение. По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний ...

Формы, методы, приёмы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт: – названий предметов, качеств, действий; – активизации словаря; – употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов; – формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – сла ...

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения
Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять; представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам. К.Д. Ушинский пословица литературный чтение поговорка Выдающийся педагог К.Д. Ушинский п ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru