BriefEducation
Образование: теория и практика » Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала » Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования

Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования

Страница 2

В результате проведенного нами эксперимента можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась. Использование в деятельности педагога-психолога занимательного математического материала способствует развитию произвольного внимания у старшего дошкольника.

Наибольшее влияние специально организованной деятельности по средствам занимательного математического материала проявилось в таких свойствах внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Такое свойство внимания как объем, не дало заметных сдвигов в ходе эксперимента по формированию свойств внимания в игре. Причину этого мы видим в том, что подобранные нами игры не совсем подходят для формирования объема внимания, а также мы думаем, что на слабое формирование объема внимания повлияло то, что многие дети часто не посещали детский сад по уважительным причинам (простудные заболевания, неблагоприятные погодные условия и другие).

После вторичной диагностики оценки уровня развития произвольного внимания в подгруппе № 2, 11 из 15 детей имеют 6 и более ошибок и среднее время 2 мин. 10 сек. и более. Часто отвлекались и быстро уставали (примерно на 4-5 раду на первом же этапе). 4 человека имеют по 3 и более (до 6) ошибки со средним временем 1 мин. 50 сек. - 2 мин. Дети часто обращались к образцу, часто отвлекались от задания (обращали внимание на свою одежду, прическу и т.п.).

Рис. 2. Результаты диагностики оценки уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы №2

По результатам методики №2 (Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)), мы можем сделать следующие выводы (сводные данные представлены в таблице 6 и 7).

Даже после коррекционно-развивающего воздействия в подгруппе № 1 из 15 человек 9 детей не справились с заданием, часто спрашивали: «Здесь обводить?» или здесь ставить палочку?» Так, Олег О. сказал, что: «Мне было трудно, я плохо понял задание», а Ваня Н. «Где надо обводить здесь или тут?», Саша П. «А я правильно обвел?». Дети обращались за помощью к педагогу, допускали большое количество ошибок и пропусков, что говорит о недостаточном распределении внимания при выполнении работы, 6 детей имеют средний уровень, допускают меньшее количество ошибок и пропусков в работе. Внешне наблюдалось утомление у детей. Но, например, Маша Л. хорошо справилась с заданием, когда педагог спросил, сложно ли было его выполнить, она ответила: «Нет, мне было просто».

После вторичной диагностики в подгруппе № 2, 11 детей имеют низкий уровень распределения внимания, так как допустили большое количество ошибок, в том числе и пропусков. 4 ребенка имеют средний уровень - допустили меньшее количество ошибок и пропусков.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Использование в деятельности педагога-психолога занимательного математического материала, в целом, способствует развитию произвольного внимания старшего дошкольника.

Исходя из полученных данных нашего исследования, можно дать следующие рекомендации.

Педагогам: использование авторской программы в целях развития произвольного внимания старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала, которое направлено на всестороннее развитие ребенка, и в частности на произвольность его психических процессов.

Родителям: ежедневные занятия с ребенком в одинаковом направлении с деятельностью педагогов. Помощь в выполнении заданий с последующим моральным поощрением. Способствовать развитию у ребенка чувства ответственности, путем расширения границ самостоятельных действий.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
Память глухих детей изучалась целым рядом исследователей (Р.М. Боркис, И.М. Соловьёв и др.), и было установлено немало фактов, позволяющих видеть общие закономерности развития памяти детей, глухих и слышащих, а также специфические особенности в развитии памяти глухих. Остановимся отдельно на характ ...

Выявление качественных характеристик голоса у дошкольников в ходе логопедического обследования
Исследование проводилось на базе детского сада № 3 «Ягодка», п. Бабстово. Цель констатирующего этапа: выявить особенности голоса у детей среднего дошкольного возраста. Нами было обследовано 8 детей с нормальным голосовым нарушением и с нарушением голоса. Работа по обследованию проводилась с сентябр ...

Развитие умения абстрагироваться у младших школьников
Цель: с помощью заданий алгебраического типа развить умение абстрагироваться у младших школьников на заданиях разного типа. На предыдущем этапе был разработан блок заданий на развитие умения сравнивать, в частности, важным компонентом является умение выделять существенные и не существенные признаки ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru