BriefEducation
Образование: теория и практика » Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала » Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования

Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования

Страница 1

Для оценки влияния деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания по средствам занимательного математического материала нами дважды проводилось обследование свойств внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость).

Динамика свойств внимания в ходе их экспериментального формирования по средствам занимательного математического материала дала следующие результаты, представленные в таблице 4 и 5 (Приложение 4).

Рис. 1. Результаты диагностики оценки уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы №1

Анализ и систематизация результатов, приведенные в диаграмме, показал, что средний объем внимания по данной выборке испытуемых увеличился, но это увеличение незначительно. По всей видимости, это связано с тем, что проведенные нами упражнения имели преимущественно ориентацию на развитие других свойств внимания. Кроме того, диагностика объема внимания предполагает использование кратковременной памяти старших дошкольников, которая у них опирается на механизм запечатления, носит механический характер, и произвольные механизмы кратковременной памяти слабо развиты. В подгруппе №1, 8 детей имеют среднее время заполнения карточки 2 мин. 10 сек. и более, что соответствует уровню ниже среднего и низкому. Количество ошибок имеют 3 и более, остальные 7 детей при количестве 3-х ошибок и менее, имеют среднее время от 1 мин. 50 сек до 2 мин. 10 сек. Все дети быстро уставали и часто отвлекались посторонними делами. Некоторые дети пытались вести беседу о любимых делах, родственниках, игрушках, некоторые начинали рассматривать свои руки, бантики и т.п., что естественно мешало работе и затрачивалось большее количество времени, а так же способствовало появлению ошибок в работе.

Данные об изменении устойчивости внимания в результате эксперимента показали, что время выполнения задания при обследовании после проведения эксперимента значительно уменьшилось по сравнению со временем до него у всех участников, следовательно, устойчивость внимания заметно увеличилась. Если объем внимания у некоторых детей не изменился, то устойчивость внимания изменилась у всех испытуемых, что свидетельствует об эффективности подобранных нами игровых процедур.

После эксперимента у всех детей также уменьшилось время выполнения задания при обследовании концентрации внимания, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии организованной нами игровой деятельности дошкольников на концентрацию внимания. Если судить о характере изменения переключения внимания по времени выполнения 3-й серии задания (оно уменьшилось), то переключение внимания значительно улучшилось. Мы не можем судить о результатах эксперимента по рассчитанному по формуле времени переключения внимания, так как характер изменения колеблется то в одну то в другую сторону, что мы связываем с особенностями свойств нервной системы дошкольника.

Судя по времени выполнения 3-й серии задания при изучении распределения внимания (оно уменьшилось), распределение внимания дошкольника значительно улучшилось. В этом случае, также как и в случае с переключением внимания мы не можем судить о динамике распределения внимания по времени распределения внимания рассчитанному по формуле, так как в большинстве случаев оно имеет отрицательное значение. Такое явление мы связываем с эффектом тренировки, имеющим здесь место.

Для сопоставления результатов оценки уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах нами был использован «Т - критерий Вилкоксона». Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью мы определили, что в экспериментальной группе интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Так, в экспериментальной группе, Тэмп=18, что меньше Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. В контрольной группе, Тэмп=32, что больше Ткр, сдвига в «типичную» сторону нет.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Проект по развитию умения обобщать младших школьников при изучении математики
Цель проекта: в соответствии с гипотезой и теоретическими выводами, сделанными в 1 главе, а также результатами констатирующего эксперимента, отраженного во 2 главе, составить проект на основе алгебраического материала ИУМК «Школа 2000» Петерсон 3 класс, результатом которой будет сформированность ум ...

Педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru