BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Страница 3

Микротопонимы города Белгорода мы охарактеризовали по семантике образующих основ и по типам и способам образования, и пришли к следующим выводам:

микротопонимы - это интереснейший объект научного исследования, что вызывает необходимость их сбора и систематизации. Микротопонимы, будучи словами русского языка, входят в его общую систему отражают его общие закономерности;

среди всех внутригородских названий преобладают однословные микротопонимы в форме родительного падежа, образованные от фамилий;

большое место занимают антропонимические микротопонимы, то есть названия, образованные от имен и фамилий выдающихся деятелей науки, культуры, героев войны, уроженцев города.

Изучив опыт учителей и методистов по использованию регионального материала как средства формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка мы убедились в том, что включение регионального компонента в лингвистическое образование школьников не требует пересмотра традиционного содержания обучения русскому языку. Местный языковой материал может гармонично входить в базовое образование по русскому языку.

Нами была организована и проведена экспериментальная работа по теме исследования. На этапе констатирующего эксперимента уровень социокультурной компетенции учащихся был низким: дети не знали многих названий улиц, не могли объяснить происхождение названий, почти не употребляли топонимическую лексику в речи. На этапе формирующего этапа мы провели уроки русского языка, нацеленные на формирование социокультурной компетенции учащихся на микротопонимическом материале. Детям предлагались для анализа тексты, содержащие сведения о происхождении названий улиц г. Белгорода. Микропопонимическая лексика вычленялась, анализировалась, вводилась в контекст. На уроках использовались занимательные задания (загадки об улицах), творческие работы (сочинения "Моя улица"), микротопонимы являлись средством для формирования орфографической зоркости, грамматической компетенции учащихся. Контрольный эксперимент, проведенный по окончании опытного обучения показал, что уровень социокультурной компетенции учащихся, повысился: учащиеся лучше ориентируются в названиях улиц, могут объяснить их происхождение, анализируют топонимическую лексику.

На основании полученных результатов экспериментальной работы во 2-ом классе по использованию микротопонимической лексики на уроках русского языка мы пришли к выводу, что данный лексический материал может быть использован в качестве регионального компонента. Целенаправленная систематическая работа с использованием микротопонимического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию мышления.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического материала в качестве регионального компонента способствует воспитанию любви и формированию интереса к "малой" родине, обогащению и активизации словаря детей и в конечном счете формирует социокультурную компетенцию. Использование материалов микротопонимии дало нам возможность реализовать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему лингвистического образования.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогический аспект изучения темы «Площади плоских фигур» в средней школе
В этом параграфе рассмотрим вопросы, связанные с проблемой развития психических функций учащихся при изучении темы «Площади плоских фигур» с учетом их возрастных особенностей . О каких бы проявлениях индивидуальных особенностей учащихся ни говорили, какие бы виды деятельности ни описывали, постоянн ...

Биологические и культурные особенности воспитания
Процессы размножения сильно различаются у рептилий, птиц и млекопитающих, и столь же значительны различия в уходе за детенышами. Самка аллигатора охраняет свою кладку яиц, затем бережно переносит только что вылупившихся крокодильчиков в зубастой пасти и отпускает их в реку для самостоятельной жизни ...

Текущее повторение ранее пройденного
Текущее повторение в процессе изучения нового материала — весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется матер ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru