BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Страница 3

Микротопонимы города Белгорода мы охарактеризовали по семантике образующих основ и по типам и способам образования, и пришли к следующим выводам:

микротопонимы - это интереснейший объект научного исследования, что вызывает необходимость их сбора и систематизации. Микротопонимы, будучи словами русского языка, входят в его общую систему отражают его общие закономерности;

среди всех внутригородских названий преобладают однословные микротопонимы в форме родительного падежа, образованные от фамилий;

большое место занимают антропонимические микротопонимы, то есть названия, образованные от имен и фамилий выдающихся деятелей науки, культуры, героев войны, уроженцев города.

Изучив опыт учителей и методистов по использованию регионального материала как средства формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка мы убедились в том, что включение регионального компонента в лингвистическое образование школьников не требует пересмотра традиционного содержания обучения русскому языку. Местный языковой материал может гармонично входить в базовое образование по русскому языку.

Нами была организована и проведена экспериментальная работа по теме исследования. На этапе констатирующего эксперимента уровень социокультурной компетенции учащихся был низким: дети не знали многих названий улиц, не могли объяснить происхождение названий, почти не употребляли топонимическую лексику в речи. На этапе формирующего этапа мы провели уроки русского языка, нацеленные на формирование социокультурной компетенции учащихся на микротопонимическом материале. Детям предлагались для анализа тексты, содержащие сведения о происхождении названий улиц г. Белгорода. Микропопонимическая лексика вычленялась, анализировалась, вводилась в контекст. На уроках использовались занимательные задания (загадки об улицах), творческие работы (сочинения "Моя улица"), микротопонимы являлись средством для формирования орфографической зоркости, грамматической компетенции учащихся. Контрольный эксперимент, проведенный по окончании опытного обучения показал, что уровень социокультурной компетенции учащихся, повысился: учащиеся лучше ориентируются в названиях улиц, могут объяснить их происхождение, анализируют топонимическую лексику.

На основании полученных результатов экспериментальной работы во 2-ом классе по использованию микротопонимической лексики на уроках русского языка мы пришли к выводу, что данный лексический материал может быть использован в качестве регионального компонента. Целенаправленная систематическая работа с использованием микротопонимического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию мышления.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического материала в качестве регионального компонента способствует воспитанию любви и формированию интереса к "малой" родине, обогащению и активизации словаря детей и в конечном счете формирует социокультурную компетенцию. Использование материалов микротопонимии дало нам возможность реализовать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему лингвистического образования.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развити ...

Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, – всестороннее развитие личности, гарантирующее готовность к профессиональной деятельности –, то реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных учебными программами. ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru