Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалев, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особо подчеркивает важность изучения микротопонимов: "Именно эта категория собственных имен наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населенных пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать".
Интересна в этом отношении и микротопонимия нашего города, которая представлена значительным количеством номинаций разных по происхождению, структуре и семантике. Микротопонимический материал города Белгорода может быть использован на уроках русского языка в начальной и средней школах и как лингвистический, и как исторический материал. Использование микротопонимов даст возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу и тем самым реализовать идею включения в систему образования регионального компонента, о необходимости использования которого сейчас много говорят и пишут.
Мы считаем, что знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи формирования социокультурной компетенции учащихся средствами русского языка. Актуальность темы исследования обусловлена:
необходимостью введения регионального компонента в процесс преподавания родного языка в начальной школе;
отсутствием до настоящего времени специальных пособий, а также дидактического материала, дающего возможность использовать топонимический материал, в частности микротопонимы г. Белгорода на уроках русского языка;
новыми социолингвистическими условиями, вызывающими потребность в появлении новых функционально грамотных носителей языка.
Как показало исследование, внутригородские названия - имена улиц, площадей бульваров, переулков, проспектов, проездов в наших городах - неотъемлемая часть жизни общества, необходимое условие для нормальной жизнедеятельности любого города. Мы пользуемся ими на каждом шагу, в них повседневная необходимость.
Каждый микротопоним несет в себе важную лингвоисторическую и страноведческую информацию. Этот пласт лексики представляют собой большую ценность с точки зрения истории народа, его культуры, истории самого города, с точки зрения русского языка и его истории. Как в зеркале в микротопонимах отражаются изменения происхождение в общественной и социальной жизни общества. Огромно воспитательное и познавательное значение микротопонимов. Улицы 5 августа, Победы, Пушкина, Ломоносова хранят память о дорогих именах и событиях.
Материалы по педагогике:
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...
Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...
Механизмы формирования значения слова у детей младшего
дошкольного возраста
Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Ф ...