BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов

Страница 2

Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалев, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особо подчеркивает важность изучения микротопонимов: "Именно эта категория собственных имен наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населенных пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать".

Интересна в этом отношении и микротопонимия нашего города, которая представлена значительным количеством номинаций разных по происхождению, структуре и семантике. Микротопонимический материал города Белгорода может быть использован на уроках русского языка в начальной и средней школах и как лингвистический, и как исторический материал. Использование микротопонимов даст возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу и тем самым реализовать идею включения в систему образования регионального компонента, о необходимости использования которого сейчас много говорят и пишут.

Мы считаем, что знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи формирования социокультурной компетенции учащихся средствами русского языка. Актуальность темы исследования обусловлена:

необходимостью введения регионального компонента в процесс преподавания родного языка в начальной школе;

отсутствием до настоящего времени специальных пособий, а также дидактического материала, дающего возможность использовать топонимический материал, в частности микротопонимы г. Белгорода на уроках русского языка;

новыми социолингвистическими условиями, вызывающими потребность в появлении новых функционально грамотных носителей языка.

Как показало исследование, внутригородские названия - имена улиц, площадей бульваров, переулков, проспектов, проездов в наших городах - неотъемлемая часть жизни общества, необходимое условие для нормальной жизнедеятельности любого города. Мы пользуемся ими на каждом шагу, в них повседневная необходимость.

Каждый микротопоним несет в себе важную лингвоисторическую и страноведческую информацию. Этот пласт лексики представляют собой большую ценность с точки зрения истории народа, его культуры, истории самого города, с точки зрения русского языка и его истории. Как в зеркале в микротопонимах отражаются изменения происхождение в общественной и социальной жизни общества. Огромно воспитательное и познавательное значение микротопонимов. Улицы 5 августа, Победы, Пушкина, Ломоносова хранят память о дорогих именах и событиях.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие контроля и его функции в обучении
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается ...

Физкультминутки и физкультпаузы на уроках
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мыш ...

Особенности учебной деятельности школьников 7-9 классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной воспр ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru