BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль и место педагогической профессии в современном обществе » Социальный статус педагогической профессии

Социальный статус педагогической профессии

Страница 2

Профилактика и коррекция личностной деформации учителя - одна из важных задач педагогической профессии как социального института. Эффективными путями ее решения являются осознание личностных деформаций самими педагогами; разыгрывание ролевых ситуаций; психогимнастика; проективный рисунок; музыкотерапия и др.Социальный контроль педагогической профессии характеризуют следующие признаки: направленность на поддержание социальной стабильности и внутри-институционального порядка (компонентами являются социальные нормы, пред писания, санкции, власть), внешний и внутренний контроль и механизм его осуществления, основанный на взаимосвязи формальных и неформальных внутриинституциональных структур. Предпосылки эффективного функционирования социального контроля - оптимально пропорциональное соотношение между вознаграждениями и наказаниями, между формальными и неформальными санкциями, объективность (деперсонализация) их распределения.

Вид социального контроля определяет механизм его осуществления (общий или детальный). По мере увеличения степени самоуправляемости педагогической профессии должен в качестве доминирующего утверждаться общий контроль. Детальный (профессиональная экспертиза) применяется, как правило, в двух случаях - при слабом качестве осуществления педагогической деятельности или в процессе аттестации педагогов.В рамках социологического подхода важно определить сущность понятия "профессиональная компетентность педагога". В настоящее время в науке нет однозначной дефиниции. Имеющееся разнообразие и разноплановость определений обусловлены выбором различных научных подходов (личностно-деятельностный, системно-структурный, знаниевый, культурологический) в контексте решаемых исследователями теоретических задач. С нашей точки зрения, сущность понятия "компетентность" должна рассматриваться также в контексте социально-педагогической деятельности.При определении компетентности педагога, имеющего определенный профессиональный опыт, речь должна идти о характеристике его индивидуальных особенностей, выраженных в неповторимости "педагогического почерка", который позволяет легко и быстро овладевать новыми, востребованными способами деятельности, определяющими успешность выполнения профессиональных социально значимых функций. Профессиональная компетентность педагога - это его способность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Она представляет собой сложное динамическое целое и проявляется только во взаимодействии с окружающей социальной средой.

По аналогии со структурой способностей С.Л. Рубинштейна можно выделить ключевые и операциональные компетентности. Так, к ключевым компетентностям педагога относятся интеллектуально-педагогическая, социально-коммуникативная и регулятивная. К операциональным - прогностическая, проектно-технологическая, предметно-методическая, организаторская, импровизационная, экспертная.

Интеллектуально-педагогическая компетентность представляется как метаспособность, которая, определяя меру освоения субъектом социально-педагогической действительности, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений в данной деятельности. Основные компоненты интеллектуально-педагогической компетентности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизация педагогических явлений; абстрагирование, педагогические умозаключения по аналогии; профессионально-педагогическое воображение и фантазия; гибкость и критичность педагогического мышления.

Социально-коммуникативная компетентность педагога - интегративное качество личности, результат личностного роста в процессе профессионализации, социализации, основными компонентами которой являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью), умение выстраивать межличностные связи, слушать, речевые навыки, деликатность и др. Все структурные элементы социально-коммуникативной компетентности педагога находятся в диалектической взаимосвязи.

Перспективным направлением в совершенствовании социально-коммуникативной компетентности педагогов является формирование у них знаний об основных характеристиках педагогического общения (этапы, стили, позиции, социально-психологические механизмы), совершенствование приемов и техник эффективной коммуникации (вступления в контакт, подачи обратной связи, уверенного поведения и делового общения, "Я - высказываний" и активного слушания, защиты от манипулятивного воздействия, аргументации, ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.). Это открывает возможность существенно обогатить "репертуар" средств общения педагога и повысить эффективность их применения.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организацио ...

Анализ эффективности различных типов тестовых заданий
Особенности современного исторического знания определяются следующим образом: - с одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания, - с другой стороны, - это знания, получаемые уча ...

Метод круговой тренировки на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru